Послужит пусть тебе твой опыт для освобожденья,
А первым принципом своим считай единство всех вещей.
Свой разум покорить — значит завоевать весь мир.
И если должно поклониться, кланяйся Ему.
Он — первый среди сущих, Он чист, Он без начета, без конца.
Он — звук без источника.
Сквозь времена Он неизменен.
Пусть будет наслажденьем твоим знание, а кладовой — сострадание.
Во всем живом ты посели ракушку с вечной музыкой.
Лишь Он один — владыка, в ком все сущее сплелось,
А поиски потусторонних сил есть путь неверный.
Над всем главенствует закон единства и разъединенья,
Судьба предпишет нам наследство справедливо.
И если должно поклониться, кланяйся Ему.
Он — первый среди сущих, он чист, он без начала, без конца.
Он — звук несотворенный.
Сквозь времена Он неизменен.
Постарайтесь понять глубинный смысл каждого слова из этих прекрасных строк:
О, йог, прими же позу удовлетворения и скромности.
Возьми суму дорожную величия и славы,
Воспользуйся священным пеплом медитации.
Разум человеческий совершает вновь и вновь несколько присущих ему от рождения ошибок; так было всегда, и так будет всегда. В любой из религий в поисках Бога человеку предстоит испробовать не один способ, пройти не одну дорогу, многое испытать.
Первоосновы любой религии сопровождаются вспомогательными символами и указателями. Но постепенно основы эти отступают в нашем сознании все дальше и дальше, пока религия не становится просто традицией, а символы — безжизненными. Они теряют свою действенность, а с нею и смысл. И волокут люди религию за собой, словно бездыханное тело, с мертвыми символами. Религия превращается в долг, который нужно выполнять, словно некую общественную повинность.
Предположим, я посвящу вас в саньясины, и вы облачитесь в оранжевые одежды. Уже через несколько дней пропадет значение этих оранжевых одежд. И по мере том, как вы будете отдаляться от меня, одежды ваши будут все более превращаться в простой внешний символ. Выкрасить свое одеяние в оранжевый цвет — еще не значит изменить свою душу. Оранжевые одежды — лишь напоминание о том, что теперь пришло время окрасить и душу.
Кто-то, опасаясь забыть о чем-либо в течение дня, может, например, завязать узелок на носовом платке, и узелок послужит ему напоминанием. Сам по себе узел для этого человека не имеет никакого значения. Однако, будучи очень занят весь день, он будет вспоминать о том, что ему нужно что-то купить, каждый раз, когда платок попадется ему в руку. Теперь представим, что его сын заметил, что отец часто выходит из дому, повязав на платке узелок. Сын озадачен — наверняка это что-то значит! И вот, уже сам собираясь на рынок, он завязывает узел на своем платке — но он не имеет и малейшего понятия о том, что значит этот узел. Завязанный узел уже не имеет никакого отношения к напоминанию, а становится бесполезной привычкой: сын видел, что делает его отец, и просто повторяет за ним. Так это может превратиться в традицию на долгие года.