EzoBox.ruБиблиотека эзотерики

Поэтому помните: если кто-то, практикуя Омкар, глубоко ушел в медитацию, не выводите его из этого состояния слишком быстро и резко, — это опасно! Возникший из-за этого дисбаланс между физическим и тонким телами может оказаться необратимым.

В глубокой стадии медитации человек сначала выходит из тела, а потом возвращается в него. Когда вы достигнете мастерства в искусстве ухода и возвращения в тело, вы узнаете, как достигать Бога и возвращаться обратно. И тогда для вас не будет разницы между Богом и материальным миром. Вы остаетесь в своем теле, но ваше вспоминание становится непрерывным; нить мыслей соединяет вас и Его.

Велик Господь. Престол Его в высях,

А еще превыше — Имя Его.

Нанак так говорит: “Лишь тот познает, сколь Бог велик,

Кто до Божьих высот поднялся,

Пав сперва под взглядом

Его всесострадательной благости”.

Это довольно тонкая и запутанная тема. Есть только две системы садханы — духовной практики. В основе одной лежит намерение, в основе другой — капитуляция, сдача Обе системы ведут к одной и той же цели, но при этом диаметрально противоположны друг другу.

Методы Махавиры[14], Патанджали и Горакха основываются на намерении, усилиях. Вся жизненная энергия сосредоточивается в этом усилии. Когда за пределами этого усилия не остается ни капли энергии, когда вы вложили в намерение всего себя, когда вы ничего не оставите для себя, то ваше намерение станет совершенным и безупречным.

Нанак, Мира и Чайтанья шли вторым путем, путем сдачи. Тут все по-другому: искатель верит, что ничто не происходит благодаря нашим усилиям, — лишь по Его милости мы достигаем просветления. Это не означает, что никаких усилий от нас вообще не требуется, но не следует слишком полагаться на собственные возможности. Стараться вы должны, но при этом помните, что конечный результат будет достигнут лишь по Его милости.

Это очень, очень важно: полагаясь только на свои усилия, вы усиливаете свое эго. Вот почему йогу так легко впасть в гордыню, — ведь он начинает думать, что все, что с ним происходит, происходит благодаря ему.

Как только эго подобным образом отвердеет, от него будет очень трудно избавиться. Гораздо легче избавиться от высокомерия богача, или от гордыни социального положения, чем от успехов, достигнутых эго. Очень просто ищущему поверить, что всех перемен он добился сам; “я” оказывается на первом месте, Бог — на втором. Именно из-за этой опасности и Махавира, и Патанджали, и Горакх, и остальные, шедшие этим путем, придавали огромное значение разрушению эго.

“Прилагайте усилия, вкладывайте в них всего себя, но отрекитесь от вашего эго”, — вот что они все время подчеркивают. Если эго работает на намерение, оно становится все сильнее и сильнее. И вы начинаете думать: “Я это делаю: я практиковал джапу, предавался аскезе, я обрел оккультные способности”. Если эту гордыню вовремя не уничтожить, то вы откроете множество дверей, но не самую последнюю. Все ваши усилия пропадут даром.

Вот почему Нанак говорит: “Старайтесь изо всех сил, но помните: все совершается лишь по Его милости”. С этой предосторожностью риск от метода намерения можно считать устраненным. Но и в пути капитуляции, в самом его начале, возникает свой риск.