Останься мать в живых, девочки выросли бы в нужде и лишениях. Но поскольку она умерла, они росли, окруженные богатством и комфортом, а ныне стали наследницами состояния пожилой дамы. Им также предстояло сочетаться браком с членами королевской семьи.
Ангел рассмеялся в третий раз.
“Я смеюсь третий раз благодаря этим барышням, — пояснил он сапожнику. — Я заблуждался. Судьба исполнена величия, в то время как наше видение ограничено тем, что находится в поле зрения. Однако мы столь многого не видим. Мы не способны представить себе грандиозность того, чего не видим и чему суждено свершиться. Я трижды посмеялся над собственной глупостью; наказание позади; теперь мне пора.
Нанак говорит о том, что перестав чувствовать себя пупом земли и стоять у себя на пути, вы отыщете Путь из Путей. И тогда вам не нужно будет беспокоиться об иных путях. Вверьте все Ему и преисполнитесь благодарности за все, что случилось с вами по Его воле, за все, что Он заставляет вас совершать в данный момент и за все, что Он заставит вас совершить. Всячески прославляйте Его! Выпишите Ему чек благодарности на предъявителя без ограничения суммы оплаты. Чтобы Он ни избрал для вас и через вас, независимо от того, нравится вам это или нет, принесет ли это славу или позор, сочтут ли вас счастливчиком или неудачником, принимайте вес это с равной степенью благодарности.
Нанак видит лишь один путь: всемогущ не имеющий формы, вовек непреложен. Я слишком ничтожен, подобно волне в океане. Я вверяю все Твоей воле. Ты даровал мне так много. Потоки Твоих щедрот непрестанно изливаются повсюду. И даже принеси я себя Тебе в жертву тысячу раз, сей дар был бы слишком ничтожен. Ему ведом лишь один путь: для меня всего лучше лишь то, что Всевышнему в радость.
Не счесть способов имя Его повторять преданными устами,
Не счесть способов поклоняться Ему, очищаться.
И бессчетны писанья, повторяемые бессчетными языками,
И бесчисленны йоги пути, что наш ум избавляют от страсти,
И стремящиеся добродетель и мудрость Его постигнуть.
Добродетельным нет числа и числа нет щедрым.
Нет числа храбрецам, Его ради рискующим жизнью,
И дающим молчанья обет, и Ему в медитации верным.
Нанак так говорит: “Как же мне восхвалять Его благость?
Моя жертва любая достойной быть Бога не может!
Для меня всего лучше лишь то, что Всевышнему в радость.
Всемогущ, не имеющий формы, вовек непреложен!”
С одной стороны, существует масса святых и философов, тщательно продумавших и предложивших миру бесчисленные методы отыскания истины. Однако, к сожалению, истина утрачена в силу бесчисленности подобных методов.
Нет числа бестолковым невеждам, нет счета незрячим слепцам,
И воров с подлецами бесчисленных не перечислить,
И тиранов, что силою правят, пока не уйдут к праотцам,
И убийц, промышляющих только кровавым убийством,
Не счесть грешников, что непрестанно грешат,
И лжецов, что без лжи бы прожили едва ли,
Не счесть варваров, что лишь отбросы едят,
И придир, помышляющих лишь о скандале —
Вот что думает Нанак про низость людскую и гадость.
“Моя жертва любая достойной быть Бога не может!
Для меня всего лучше лишь то, что Всевышнему в радость.
Всемогущ, не имеющий формы, вовек непреложен!”