EzoBox.ruБиблиотека эзотерики

Помните: человек, странствуя от гуру к гуру и находя их всех недостойными, может поколебаться в вере и утратить надежду. У него возникает ощущение, что вся религия, — это не что иное, как надувательство и лицемерие. Когда девяносто девять из ста оказываются лицемерами, то как поверить, даже если сотый окажется искренним? Даже встретив сатгуру, подобного Нанаку, такой человек будет очень осторожен, подозревая, что вновь столкнулся с обманом.

Именно засилье лже-гуру, (а не развитие, как принято думать, науки и идеи философов- скептиков) является основной причиной распространения атеизма. Людей в наше время невозможно убедить в том, что подлинные мастера существуют. Заодно они перестали верить и в существование Бога.

Ведь если гуру — поддельные, то как Бог может быть настоящим? Их Бог, их методы и их практики — лишь способы эксплуатации доверчивых людей; таков печальный опыт многих духовных искателей, хороших людей, которых безнадежно запутали.

Вот почему Нанак убеждает говорить, лишь хорошенько поразмыслив, нот почему это все равно, что играть с огнем, все равно, что играть, ставя на кон чужие жизни. Тщательно взвешивайте слова — или храните молчание.

И что бы ты ни говорил, прежде взвесь слова хорошенько,

Ибо деяний действующего невозможно оценить.

Кто и что может сказать о Боге? У него нет ни начала, ни конца, ни границ. Лучше, что тут можно сделать — это промолчать о Нем. Что вы можете сказать о Нем? Что вы сможете — и вам есть о чем, — сказать о медитации? Если да, то хорошенько подумайте, что и как говорить.

Медитацию следует понимать как метод познания, и Бог, параматма, есть вершина опыта, высшее знание. Возможно, вам удастся сказать что-то о пути, если вы прошли его, но ничего — о цели, которая лишена границ и очертаний. Я не могу сказать вам, что есть Бог, но я наверняка смогу рассказать вам, как я достиг Его; о пути говорить можно.

Будда сказал, что будда может лишь намекнуть и показать путь, — и ничего больше. Нанак повторял раз за разом: я — всего лишь врач, прописывающий лекарство. О здоровье я ничего не знаю. Умение врача сводится к лечению конкретных заболеваний; ого лекарство врачует недуг, но он ничего не знает о здоровье, о состоянии благополучия, которое наполняет все существо радостью и благодарностью, когда болезнь исчезает, — об этом врач ничего не знает!

О Боге можно рассуждать лишь в негативных терминах. Все, что мы можем сказать, это, что Он “не то… и не то…” Как только вы скажете: “Он есть то, “вы загоняете Его в рамки, потому что определить — это значит ограничить. А безграничное ограничить нельзя. Вот почему, говорит Нанак, о Боге ничего сказать нельзя, так что лучше хранить о Нем молчание.

Но нигде в мире не найдете людей, которые способны молчать о Боге. Более того, это постоянная тема для жарких дискуссий. Организовываются семинары и диспуты, на которых пандиты спорят о том, есть ли Бог или Его нет. Деловито погружаясь в дебри аргументации, все, похоже забывают о том, что бытие Бога нельзя ни подтвердить, ни, тем более, опровергнуть. Можно познать Бога, можно жить в Боге, можно стать Богом, — но нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть Бога.