А в чем мое преступление? В том, что я пытаюсь создавать группы, в которых каждый человек сохраняет собственную индивидуальность, остается пытливым исследователем, свободомыслящим искателем, созерцателем, продолжает любить то, что любит. В таких группах человек не становится верующим фанатиком, который с доверием читает любое священное писание и внимает любому мертвому пророку. Члены таких групп доверяют только своему разуму и своему внутреннему голосу, который слышится в тишине, в состоянии глубокой медитации.
Кто я такой, чтобы давать вам моральные кодексы? Вы должны найти свою мораль самостоятельно, и только такая мораль даст вам ощущение собственного достоинства; такая мораль не будет для вас рабством, вы не станете ощущать тяжкое бремя, порабощение, сковывающие ограничения. Наоборот, вы почувствуете целостность, определенность, чистоту и ясность. Вы будете жить, освещая жизнь своим внутренним светом, и чем больше этого света вы будете излучать, чем больше вы будете использовать свой ум, и чем больше научитесь молчанию, тем сильнее будет ваше чувство собственного достоинства.
Каждая религия хочет, чтобы вы отключили свой разум. Их стратегия такова: верь, имей веру. Они не говорят прямо: "Отключи разум". Они действуют хитро и исподтишка, заставляя вас прекратить умственную деятельность. Если у тебя есть вера, зачем тебе разум? Верующему человеку знания ни к чему; человек становится умственно отсталым, а человек, ставший неполноценным на почве веры, теряет способность чувствовать.
Надо обладать способностью мыслить, чтобы чувствовать. Чем выше уровень сознания, тем более чувствителен человек. Быки ничего не чувствуют, как и ослы. Для того чтобы чувствовать, нужно развивать осознание. Но ни одна религия не хочет, чтобы вы обладали способностью чувствовать, так как опасается, что тогда вы станете силой. Умный и чуткий человек становится силой, источником колоссальной энергии, настоящим "мотором". У него есть разум, у него есть любовь, интуиция, проницательность, способность видеть суть вещей. Он обладает ясностью видения, у него есть вкус и ощущение красоты, а такие способности опасны.
Жена не хочет, чтобы муж умел ценить красоту, потому что это опасно: вокруг столько красивых женщин! Лучше подавить в нем способность наслаждаться красотой. Тогда муж на всю жизнь останется подкаблучником. Точно так же ни один муж не хочет, чтобы его жена умела ценить красоту, потому что вокруг столько мужчин! И если сердце жены все еще бьется, и оно может по-весеннему проснуться... возникает опасность. А вдруг она полюбит кого-нибудь другого, и муж потеряет над ней власть? Ведь если ты влюбился, тут ничего не поделаешь, ты становишься беспомощным.
Группа требует от тебя полного подчинения. Она хочет, чтобы ты убил себя как личность и продолжал жить как винтик в механизме, который составляет группа. Но это не жизнь, а выживание. А когда ты не живешь, а существуешь, тебя можно использовать в качестве рабочего, клерка, полицейского инспектора, президента, премьер-министра... Главное - чтобы ты функционировал, и не более того. Если ты живешь полной и напряженной жизнью, освещаешь пламенем своей души мир вокруг себя, то становишься невероятно опасным для толпы, потому что окружающие тебя люди начинают чувствовать, что и они могли бы жить так же, превращая свое унылое существование в праздник жизни. Ты бередишь окружающим старые раны, которые они тщательно скрывают даже от себя, и они не могут тебе это простить.