Он не обратил никакого внимания на вопрос Секисо. Невнимание к вопросу Секисо является также ответом. Он говорит: «Не задавай глупых вопросов. Найти ответ благодаря собственному жизненному опыту. Мой ответ не поможет, поэтому я не собираюсь давать его».
Поэтом он просто, как будто не слышал, хотя прекрасно все слышал, позвал дежурного мальчика и попросил его наполнить бутылку водой.
Дого подождал некоторое время...
Странно: Мастер не отвечает на вопрос.
И затем сказал Секисо: «О чем это ты спросил только что?»
Как будто он не слышал: «О чем это ты спросил только что?»
Секисо повторил вопрос. Вслед за этим Дого отправился обратно в свою комнату, а в этот момент Секисо стал просветленным.
Он ответил в первый раз, но Секисо не понял, что это означало: «Не спрашивай меня о вещах, которые доступны только твоему собственному опыту, без помощи».
Но поскольку он не понял, Дого подождал некоторое время: возможно, он догадается.
И затем сказал Секисо: «О чем это ты спросил только что?»
Секисо повторил вопрос.
Это оказывает, что он не понял ответа, который Дого дал своим невниманием к его вопросу. При этом Дого отправился в свою комнату, не отвечая повторно ему.
В этот раз он понял, что это не вопрос, на который можно получить ответ: вы должны идти внутрь своей комнаты. Слово «комната» (room) прекрасно. Оно просто означает пространство. И вы иногда используете его в смысле пространства,что это место имеет достаточно пространства (enough room). Что вы подразумеваете под этим «enough room»? Достаточно пространства, отсутствие ненужной мебели.
Я бывало, останавливался у очень богатого человека в районе под названием Саугар. Он был сборщиком хлама. У него было достаточно денег, он мог себе это позволить.
В те времена в Саугаре не было телевидения... У него была специальная комната для гостей, набитая всяким хламом. Я увидел там телевизор и воскликнул: «Ты что, сумасшедший? Телевидения здесь нет!» В то время его не было даже в Бомбее, не было в Нью-Дели; телевидение еще не появилось в Индии.
«Что ты делаешь с этим телевизором?»
Он ответил: «Я был в Лондоне, и мне понравился телевизор».
Я воскликнул: «Просто понравился?»
Он ответил: «Когда-нибудь телевидение придет сюда», А ему было в то время семьдесят пять лет.
Я заметил: «По крайней мере, не при твоей жизни».
Он спросил: «Что?»
Я добавил: «Ты не понимаешь, что тебе уже семьдесят пять...»
Но он сказал: «Нехорошо говорить человеку «не при твоей жизни». Это означает, что ты уже думаешь о моей смерти!»
Я возразил: «Я не думаю о твоей смерти, я думаю о твоем городе. Он все еще на тысячу лет отстает! Даже в Нью-Дели телевидение еще не пришло. В твоем городе оно появится по крайней мере через столетие, и я не думаю, что ты протянешь столько».
Но он очень рассердился и сказал: «Я поставил его здесь для твоего удовольствия».
Я заметил: «Я не сумасшедший. Этот ящик не может доставить удовольствие. Он мертв, потому что к нему не подходит ни один провод».
И затем я увидел много радиоприемников, стоящих в ряд, разного рода моделей. Я сказал: «Одного достаточно». Он ответил: «Но я могу купить их, так что, когда появляется новая модель, появляется новый производитель...»