А человек, который знает чувство удивления, по-моему, религиозный человек. И это благодаря своему удивлению он узнал, что существование — это не только материя, оно не может быть только материей. Для него это не логическое заключение и не вера, а реальное переживание. Настолько прекрасное переживание — такое таинственное, необъяснимое — проявляющее в себе огромный разум.
Существование не хитрое.
Оно очень простое, невинное. Поэтому, если у кого-то есть два эти качества — невинность и разумность — то ему ничего больше не нужно. Эти два качества приведут его к конечной цели самореализации.
Я хотел сказать вам, что только одну вещь может решить истинный мастер, и это то, что его присутствие может внезапно оживить ваш дремлющий ум; он может бросить вас в огонь. И в одно мгновение вы можете зацвести тысячей цветов. Тогда момент становится таким интенсивным, что почти равен вечности. И это единственный путь, на который нужно решиться — все остальное бессмысленно.
Ум видит вещи в черном и белом — и ничего в промежутке. День и ночь — и ничего в промежутке. Жизнь и смерть — ничего в промежутке. Любовь и ненависть — ничего между ними.
Ум просто делит, расщепляет, разрезает вещь на две отдельные противоположные реальности, делает их настолько противоречивыми, что, кажется, невозможно сделать их неразделенными, что они не могут быть единой реальностью.
Ум воспринимает только два конца одной реальности. Вот как это происходит. Логически любовь и ненависть противоположны, противоречивы, но экзистенциально это неверно. Любовь легко может перейти в ненависть, без какой-либо преграды. Ненависть может перейти в любовь так же, как волны переходят в другие волны, без каких-либо преград.
И это наша идея, что светлое и темное — две противоположные реальности. Это не так. Противоположности нет. Большинство того, что мы называем светлым — просто менее темное, а то, что мы называем темным — менее светлое. И нам нужно пользоваться такими понятиями, которые указывали бы только на разницу степени и не создавали бы противоречий.
Каждый день мы видим, как жизнь движется к смерти так спокойно и тихо, не создавая суеты. Вы даже не можете слышать шагов смерти. Так что не может быть никаких противоречий. И те, кто знает, знают также и другую сторону — ту смерть, которая продолжает движение к новым формам жизни. Все различия созданы человеком; существование не имеет различий,
И как только вы станете понимать единую, не имеющую различий реальность — не разделенную на двойственности, дихотомии — из вашего ума исчезнет крест. Никто больше не будет разрывать вас. Вы сами ответственны, потому что можете выбросить крест, и ваш ум станет единым.
Мысли — это заменители осознанности.
Это то, что нужно помнить: когда бы вы ни испытали нечто, не имеющее противоположности, вы пришли домой.
Пока существуют противоположности, вас постоянно будет разрывать на части. И между этими двумя переживаниями вы будете футбольным мячом — иногда счастливым, иногда несчастным, но никогда не знающим
себя и того, что существует что-то за пределами этих двух состояний — подавленного и прекрасного. Вот почему это невозможно передать словами, потому что все слова двойственны, иначе бы они не имели смысла.
Такова природа языка: нет слова, у которого нет противоположного слова. Если у слова нет противоположного ему слова, то это слово не имеет смысла.