Это можно почувствовать и почти точно разделить — что делает вас тяжелыми и что делает вас легкими. Любовь делает вас легче, доброта делает вас легче, сострадание делает вас легче, безмолвие делает вас легче, радость делает вас легче. Все, что делает вас легкими и невесомыми, помогает вам освободиться от плена.
Но человек настолько слеп, что порой ведет себя невообразимо. Я слышал: двое мужчин ехали работать на далекую Аляску. Вот и последняя деревня; вполне возможно, что дальше им не встретится ни один человек. Они покупали все, что им может потребоваться на три-четыре месяца работы на Аляске. Это были неординарные люди: оба — ученые-исследователи, они отправлялись в научную экспедицию.
Хозяин маленькой лавки, где они покупали все необходимое, предложил им:
— Может быть, вы думаете, что не мое дело — советовать вам, но я знаю Аляску; мне известно, что вы не встретите там ни одной живой души. Это последний населенный пункт. Вы отправляетесь в глубокое безлюдье. Очень возможно, что вы начнете скучать по своим женам, но вы не сможете найти там женщин. Как раз для людей, которые отправляются на работу в безлюдные места, у меня есть резиновая женщина, надувная. Это произведение искусства. Вам нужно только надуть ее; насос прилагается. Вы будете приятно удивлены: вы никогда не видели такой красивой женщины, с таким прекрасным пропорциональным телом. Один мужчина заявил:
— Все это ерунда. Не слушай этого человека — это просто глупо.
Но второй ученый заинтересовался. Он сказал:
— Я куплю ее, — и добавил своему другу: — запомни, этомояженщина, и я не потерплю, чтобы кто-нибудь увивался вокруг моей женщины.
Первый ученый сказал:
— Никогда не думал, что ты так глуп. Это же просто резиновый мешок. Но тот ответил:
— Хочу предупредить тебя заранее. Я не буду смотреть спокойно, если ты попытаешься завести какие-нибудь отношения с моей женщиной.
— И не подумаю... — сказал его приятель.
Но это трудно себе представить: жить четыре месяца одному... Да еще когда тебе каждый день говорят об этой женщине: "Она такая миленькая, такая хорошенькая. Знаешь, я даже боюсь, что не смогу любить настоящую женщину. Ни одна настоящая женщина не может быть так красива и послушна".
Мало-помалу другой ученый тоже стал чувствовать, что ему нужна женщина. Однажды, когда друга не было дома, он решил воспользоваться случаем. Он надул резиновую женщину и воскликнул:
— Боже мой! Она гораздо красивее любой Софи Лорен!
Он не смог устоять и занялся любовью с этим резиновым мешком. И на этом дело не кончилось: играя с ее резиновой грудью, он прокусил ее, и женщина улетела в окно! Воздух вышел так неожиданно, что она вылетела в форточку. И как раз в этот момент вернулся его друг. Он сказал:
— Ну, все. Я предупреждал тебя, но ты не слушал. — И он застрелил предателя.
Через четыре месяца он вернулся в деревушку, чтобы купить кое-что. Продавец спросил:
— Как вам нравится женщина? Да, я что-то не вижу вашего друга.
Ученый ответил:
— Не говорите мне о нем. Он мне не друг. Мне пришлось пристрелить его.
— Пристрелить? За что?
— Он заигрывал с моей женщиной. Я за нее заплатил. Мало того, он испортил мою женщину, и я пришел за новой.
Продавец не мог поверить, что ревность может быть так тяжела — и по такому банальному поводу.