я слышал, как Вы говорили: «Я люблю». Я слышал, как Вы говорили: «Я ненавижу». Что Вы имеете в виду?
Бхагаван, скажите мне правду, ибо у меня такое чувство, что там, наверху, ничего нет — даже любви, даже сострадания.
Сказать тебе правду?
Это для меня несколько затруднительно, ибо это не в моих привычках... но если говорить правду, то нет ни любви, ни ненависти.
Там наверхуабсолютное безмолвие.
Беседа 16
Восхождение в любовь... Партнерство в медитации
18 октября, 1986 г., Бомбей
Возлюбленный Бхагаван,
я все больше и больше переживаю гармонию, спокойствие, легкость, изобилие в самой себе, мгновения, в которые я чувствую себя такой огромной и богатой, как вселенная, и такой близкой к Вам. Я погружаюсь в это и исчезаю, и вижу, что это снова было лишь проходом, дверью в еще одно измерение в этом нескончаемом путешествии, в которое Вы меня уводите, мой возлюбленный Учитель. И я не могу найти слова, чтобы выразить, как много я чувствую, будучи рядом с Вами.
Но в отношении с мужчиной я так редко испытываю эти прекрасные и драгоценные мгновения; кажется, что большую часть времени мы тратим на то, что занимаемся любовью и пытаемся найти себя и друг друга. Почему мне так трудно быть в гармонии с мужчиной и взять его с собой в неизвестное? Или это — нечто такое, что может случиться только между Вами и мной?
Надо понять несколько фундаментальных вещей.
Во-первых, мужчина и женщина — это, с одной стороны, две половины одного целого, но, с другой стороны, два противоположных полюса.
В силу своей противоположности они испытывают притяжение друг к другу. Чем дальше они друг от друга, тем сильнее притяжение; чем больше они отличаются друг от друга, тем больше очарование, красота и притяжение. Но в этом-то и заключается вся проблема.
Когда они сближаются, им хочется сблизиться еще больше, им хочется слиться друг с другом, им хочется стать одним гармоническим целым, — но все их притяжение друг к другу зависит от их противоположности, а гармония будет зависеть от растворения этой противоположности.
Пока любовные отношения не станут осознанными, они будут доставлять великие мучения, великие страдания.
Все влюбленные страдают.
Это страдание не является личной особенностью, оно в самой природе вещей. Их бы не тянуло друг к другу... они называют это влюбленностью. Они не могут дать никаких объяснений, почему они испытывают такое огромное притяжение друг к другу. Они даже не осознают причины, лежащие в основе этого; поэтому происходит нечто странное: самые счастливые влюбленные — это те, которые никогда не встречались друг с другом.
Стоит им встретиться, как та же самая противоположность, которая создавала притяжение, становится конфликтом. По каждому пустяковому вопросу они занимают разные позиции, у них разные подходы. Хотя они говорят на одном языке, они не могут понять друг друга.
Один из моих друзей рассказывал мне о своей жене и об их постоянном конфликте. Я сказал: «Кажется, вы не можете понять друг друга».