Ученик дотронулся до ног мастера, тот хорошенько его стукнул, и оба рассмеялись. Утром ученик достиг просветления. Этому, есть сотни записанных свидетельств. Это просто игра. Здесь нет умысла, причинить боль; это служит сигналом ученику: «Завтра утром ты станешь просветленным. Годами мы наслаждались этим: ты приходил, а я бил. Это самый последний, самый памятный удар. Запомни: этот удар говорит о том, что скоро станет совсем светло и ночь закончится».
Странные методы, странные люди, и возможно, самая прекрасная эволюция небольшой религиозной группы. Ни в какие века дзэн не мог быть религией толпы. Он не смог бы стать чем-то вроде католической религии: шестьсот миллионов человек не смогли бы понять его. Это религия немногих избранных, ведь она требует большого сердца и большого ума, а это привилегия немногих.
Я знакомлю вас с дзэн по очень простой причине: все другие религии уничтожили ваш смех, уничтожили ваши улыбки, уничтожили вашу тягу к творчеству; они уничтожили даже чувство юмора. А жизнь без чувства юмора — и не жизнь вовсе.
А сейчас подошло время Сардара Гурудаяла Сингха. Он самый религиозный человек среди нас. Не думаю, что после смерти святой Петр позволит ему попасть в рай. Из-за того, что Сингх все время смеется, святой Петр немедленно закроет перед ним врата рая: «Ты не наш. Иди на другую сторону. Там находятся все твои друзья».
Я всегда думал, что нет ничего хуже рая. Ты обнаружишь там мертвецов, прогнившие скелеты, занимающиеся всякой чепухой. Рядом со святым не проживешь и одних суток, а жить целую вечность в окружении только святых!..
Я рассказывал вам об одном мюнхенском грузчике, о счастливом добром человеке, который просто валялся в канаве, перебрав пива. Произошла ошибка — в любой бюрократической системе случаются ошибки, — и вместо ада черти случайно затащили его в рай. Там должны были принять окончательное решение, что с ним делать дальше: оставить его в раю или выслать в ад. Святой Петр просмотрел его досье и решил, что он имеет право оставаться в раю.
Грузчик постоянно кричал: «Отпустите меня! У меня есть дела на станции. Я грузчик». Но его никто не слушал. Он сказал: «Мне еще рано в рай, я еще не допил пива!» Но его насильно утащили, пьяного... ему дали арфу.
— Что я должен делать? — не понял бедняга.
— Здесь никто ничего не делает, — последовал ответ. — У каждого есть индивидуальное облако.
Сиди себе на облаке, плыви на нем, играй на арфе и пой «Аллилуйя!»
— Странно все это. Я не тот человек. Я никогда в жизни не ходил в церковь. За что мне такое наказание?
Его насильно усадили на облако и сказали: «Пой "Аллилуйя!"».
Бедняге пришлось петь, полусонному, полупьяному; повсюду плыли тысячи облаков, и на каждом из них сидел святой и пел то же самое: «Аллилуйя!» Грузчик тоже стал петь «Аллилуйя! Аллилуйя!», а в перерывах между пением говорил: «Черт бы вас всех побрал!»
Это услышал Бог. Он подумал: «Похоже, сюда попал не тот человек. Что это еще за «Аллилуйя»? Два раза он говорит «Аллилуйя», а потом добавляет: «Черт бы вас всех побрал!» Бог поинтересовался у Петра: «Посмотри его досье получше; похоже, ты привел сюда грешника». Позже, когда ошибка была обнаружена, его решили депортировать.