Начинался закат — он танцевал весь день, — толпа молча наблюдала за этим чудаковатым человеком. Он танцевал с утра до вечера, распевая свои хвалебные песни, и вдруг меч выпал из его рук. Он рухнул наземь и шесть дней пробыл без сознания.
Через шесть дней он открыл глаза: «Я не просил, чтобы Ты проникла в глубины моего сознания. Я хотел Тебя видеть четко, в сознании. Я хотел, чтобы в толпе были свидетели. Но Ты пошла на трюк!» Из его глаз текли слезы, и он сказал: «Сейчас мир выглядит очень блеклым. Верни меня туда, откуда я пришел. Ты забрала у меня меч, и мне стало после этого еще тяжелее, ведь теперь я могу сравнить невообразимую красоту внутреннего мира и невероятную бедность внешнего. Пусти меня внутрь».
Он повернулся к Кешаву Чандре: «Ты делал что-нибудь, чтобы войти внутрь?»
Кешав Чандра ответил: «Кланяюсь тебе в ноги. Прости меня, что я пришел спорить с тобой. С тобой нельзя спорить, ты и есть доказательство. Если есть доказательство существования Бога, то им являешься ты. С тобой совершенно нельзя спорить».
Последователи Кешава Чандры не понимали происходящего, ведь он был основателем их религии, атеистической религии. А сейчас учитель склоняет голову перед тем, кого считал идиотом.
Рамакришна обычно слал послания Кешаву Чандре: «Иногда, время от времени приходи опять, прикончи меня».
Кешав Чандра сказал: «Ты прикончил меня!» Он отказался от звания основателя и руководителя религии. Он сказал: «Я не мог спорить с необразованным человеком. У него был свой опыт, и оказалось, что я был абсолютно пуст, а он был полон радости и удовлетворения. Я вступал в споры со многими учеными... но как он встретил меня, как он танцевал и обнимал меня, а когда я начинал что-то доказывать, он вставал и говорил:
«Хорошо, очень хорошо!» Он не направил против меня ни единого слова! Наоборот, он говорил: "Если хочешь, я тоже приму твою религию, ибо ты тоже являешься частью Господа"».
Любое сознание является доказательством того, что Вселенная осознаёт. В этом весь смысл существования Бога. Бог — это не человек, сидящий где-то на облаке. Бог повсюду: в деревьях, в горах, в реках, в птицах, в людях, в камнях. Повсюду есть возможность существования сознания.
Это сознание в своей общности можно назвать любым именем. Можешь назвать его истиной, можешь назвать нирваной, а можно — Богом, не в этом дело. Одно не вызывает сомнений: Вселенная наделена сознанием, Вселенная не лишена разума.
Эти диалоги вселяют в человека надежду, что «если мы покажем ему направление, то его разум не остановится на том, что мы сказали ему, а будет следовать в указанном направлении». Монаху, собиравшемуся принести учение Будды людям, Джошу сказал: «Прошу тебя, не делай этого. Нельзя поделиться с другими тем, чего нет у тебя самого. Вначале нужно самому иметь это. Никогда не оставайся там, где нет будды, ибо это станет чистой потерей времени. И нельзя также оставаться там, где есть будда, ибо это трансформирует тебя. Ты уже не будешь тем, кем являешься сейчас».
Услышав это, монах быстро понял, что к чему. Он, должно быть, был очень умным, понимающим человеком. Наверное, он вновь взглянул на Джошу и прямо перед собой увидел будду.