А ведь дети сами подсказывают родителям верную систему ценностей. Там же, в Таллине, где материнскую любовь назвали «матерной», одна эстонка рассказала о разговоре со своим сыном, когда ему было три с половиной года. Она его спросила:
– Сынок, кого я должна больше любить – тебя или папу?
И сын не задумываясь ответил:
– Папу.
Женщина очень удивилась такому ответу, согласилась с ним, но вскоре забыла. И вот прошло двенадцать лет. Женщина не послушала тогда сына и больше внимания уделяла всё-таки ему. В семье возникли сложности, она стала разбираться в причинах и вышла на то, что на первое место поставила не мужа, а сына. И вот она снова спрашивает его, уже пятнадцатилетие го:
– Сынок, кого я должна больше любить – тебя или папу?
И сын не задумываясь отвечает:
– Меня!
Женщина поняла, что она своим неверным отношением к сыну воспитала в нём эгоизм. Она напомнила ему о том, что он ответил ей на этот вопрос, когда ему было три года, но он конечно же этого уже не помнил. И тогда она честно поговорила с сыном о том, что неверно построила отношения в семье, поэтому с отцом возникли проблемы. Сын услышал её, в нём как будто что-то проснулось, и согласился:
– Да, действительно, мама, ваши отношения с отцом – самое главное.
Значит, не до конца мать забила в нём истину, не совсем испортила своего сына «матерной» любовью.
Вернёмся к Наташе. Я знаю её сына – очень интересный и талантливый молодой человек. Но излишняя опека и забота матери, с первого взгляда даже и незаметная, присутствующая из-за того, что он стоит у неё на первом месте, мешает ему быть самостоятельным настолько, чтобы реализоваться в соответствии со своим возрастом.
В этот раз события стали развиваться по «классическому сценарию». Когда мать приехала к нему в воинскую часть, простая простуда дала осложнения, его пришлось госпитализировать. Наташа добилась, чтобы взять сына домой, а ему становилось всё хуже… И чем более она проявляла в адрес сына заботу, тем более усложнялась ситуация. И вот он уже на грани жизни и смерти…
Наталья поняла, что сын уходит, а она ничего не может сделать. И тогда она позвонила мне. Помню, я в это время ехал в экспрессе в аэропорт и хорошо запомнил тот разговор. Я разговаривал с ней очень жёстко. Объяснил, как она своими руками копает могилу своему сыну. Она плакала, но меня услышала, и только здесь до неё дошло, что же она творит…
Сын поправился. Она его отпустила. А теперь ей нужно решать второй вопрос – отношения с мужчинами! Суперинтересный вопрос! И непростой… Но это уже другая история…
Обычная реакция
Студентам Школы Мудрости я даю задание понаблюдать за тем, какую систему ценностей они видят в жизни окружающих людей. Много интересных наблюдений сделали они! Вот одно из них.