Самые сердитые дети, каких я наблюдала в своей практике психолога и гомеопата, были те, что воспитывались в обстановке вседозволенности. Я была свидетелем, как дети сами подталкивали своих родителей к тому, чтобы те установили для них границы. Однако если вы позволяете ребенку управлять вашим поведением, значит, вы отказываетесь от своей роли родителя.
Когда нашему сыну было два года, я велела ему не трогать ничего на журнальном столике. Он дотронулся до стола лишь для того, чтобы проверить, как я себя поведу. Я знала, что это была проверка, и шлепнула его по пальцам. Он стал притрагиваться к нему снова, снова и снова, и каждый раз получал шлепок по пальцам. Он готов был заплакать, а мое сердце прыгало в груди, но я знала, что если я сдамся, то будет гораздо хуже. Это означало бы, что он победил родителя, который отвечает за его безопасность. После этого инцидента мы обнялись; он был счастлив, и ему больше не надо было попадать в такую экстремальную ситуацию. Если бы я тогда сдалась, нам пришлось бы повторять этот сценарий еще много-много раз до тех пор, пока не был бы выучен урок, как быть сильным, а не чрезмерно жалостливым.
Если демонстрируют вызывающее поведение, то обычно потому, что они чувствуют, что вы не уважаете их или сами себя, пытаясь оказать на них давление. Время от времени любой ребенок может подвергнуть испытанию ваш авторитет. Уважайте себя и своего ребенка, и вы не собьетесь с верного пути. Уважение основано на любви. Если вы действительно любите своих детей и не рассматриваете их как средство для удовлетворения собственной потребности быть любимым и принятым, это сослужит им самую добрую службу.
Свобода выбора
Свобода очень важна для Детей Индиго. Настоящая свобода неотделима от ответственности за принятые решения и за сделанный выбор. Этот выбор должен соответствовать степени зрелости ребенка. Например, когда нашей дочери Хезер было 12 лет, ее пригласили поехать в Диснейленд с семьей ее подруги. Она была простужена, а родители подружки курили в машине, чего Хезер всегда не выносила. К тому же она недавно уже побывала в Диснейленде и не была уверена, что ей захочется опять тратить на него деньги, да еще так скоро. Однако любому ребенку сложно отказаться от такого приглашения, и к тому же она не хотела обижать подругу. Она была смущена, и решение давалось ей с трудом. Я знала, что это было слишком серьезным испытанием для нее: она хотела остаться дома, но не могла ответить нет. Поэтому я сама сказала, что ей необходимо остаться дома. Она плакала от досады, но потом почувствовала облегчение, а позднее поблагодарила меня за то, что я не отпустила ее.
Аналогичный случай произошел, когда ей было 18 лет. Хезер только что переболела вирусной инфекцией и хотела отправиться на вечеринку, которая начиналась в субботу вечером и должна была закончиться к утру воскресенья.
В воскресенье вечером она собиралась отвезти на машине своих друзей потанцевать, при этом от дома до места назначения нужно было ехать целый час. Она знала, что может снова заболеть, но то удовольствие, которого она ожидала, стоило того. Я сказала, что она вольна остаться дома, если пожелает, но она твердо заявила, что поедет, поэтому я с уважением отнеслась к ее решению.