Ребенок внимательный, нежный, ласковый и послушный будет более любимым, и ему часто будут прощаться те детские шалости, за которые ребенок грубый, непослушный и дерзкий будет наказан, как менее любимый. Иначе не может быть. Это вполне естественно, ибо "...ласка часть Правды", говорит Учитель (Листы Сада Мории, т. 1, 334); и "ласковый теленок двух маток сосет", говорит народная мудрость. Кто больше дает, тот больше получает. В этом состоит суть закона причин и следствий.
Теперь представим себе Отца Небесного, который должен воздавать людям своим детям - за их дела и поступки. Разве Отец Небесный мог бы остаться глухим и неумолимым к просьбам человека, который искренно Его любит и умеет обращаться к Нему с просьбами о прощении своих провинностей? Наверно, нет. Отец Небесный поступил бы так же, как поступает всякий отец земной - дал бы тому больше, от кого Он Сам получает больше. Но здесь кроется возможность несправедливости.
Если бы существовал подобный порядок вещей, то менее любимый человек мог бы быть наказан за тот же поступок, за который другой был бы прощен. Кроме того, он получал бы вообще меньше против любимого, ибо он не умеет просить, не умеет о себе напоминать. Таким образом, более любимый пользовался бы известным преимуществом и мог бы использовать свое преимущество для своей выгоды и для невыгоды Другого, как это часто бывает в отношениях между родителями и детьми.
Но то, что допустимо с точки зрения человеческих отношений, отношений между живыми существами, обладающими чувствами и сердцами, то недопустимо с точки зрения космической справедливости. Космическая божественная справедливость не может допустить, чтобы кто-нибудь в чем-нибудь был обойден, чтобы за один и тот же поступок один человек мог быть наказан, а другой прощен. Высшая космическая справедливость воздает каждому по его делам и действует как обратный удар: за добро добром и за зло - злом.
Поэтому воздаяния людям за их поступки производит не Существо, хотя бы и очень высокое, хотя бы и Сам Бог, которого можно было бы упросить, но слепой закон, не обладающий ни сердцем, ни чувствами, которого ни упросить, ни умолить нельзя. Человек не может дать ничего закону, чтобы получить от него больше, он не может его любить и не может рассчитывать на ответную любовь со стороны закона. Человек может лишь исполнять закон или не исполнять его. Человек может расположить закон в свою пользу, лишь повинуясь закону, или сделать его своим злейшим врагом, нарушая закон.
Древняя наука и древняя религия, которым было знакомо сокровенное Учение, изображали богиню правосудия - Фемиду - в виде женщины, сидящей с завязанными глазами и держащей в одной руке весы, в другой меч. Более прекрасное, более полное и понятное символическое изображение закона воздаяния трудно придумать. Греческая Фемида говорила древнему греку то, чего не знает современный христианин, что воздаяние за дела производит не премудрый Господь, но слепой и вместе с тем разумный закон. Именно высшая космическая справедливость может быть осуществлена лишь при помощи закона, который, взвесив на весах дело каждого, на другую чашу весов положит соответствующее воздаяние либо награду, либо наказание.