Начал, на равенстве и гармоничном их сотрудничестве, то на земном плане существования человеческое стремление к единению Начал преследует большею частью чисто эгоистические цели наслаждения и удовлетворения своих желаний, часто ведет не к продолжению жизни, но к прекращению зарождений и основано не на равенстве и гармоничном сотрудничестве, но на соперничестве и на стремлении к порабощению одного Начала другим.
История развития человечества знает эпохи и страны, в которых Начала бывали относительно равны или в которых женское Начало преобладало над мужским, но вся Кали-юга, или Темная эпоха, которая началась для западного мира за 3102 года до Р.Х. и должна закончиться в наше время', проходит под знаком преобладания мужского Начала, под знаком унижения женщины, и есть в сущности непрекращающиеся соперничество и вражда этих Начал между собою.
' Вся Кали-юга продолжалась 432 000 лет.
Эта идущая из глубокой древности, открытая или замаскированная, то ослабевающая, то возобновляющаяся борьба (и соревнование) между мужским и женским Началами полна трагических моментов, заполняет собою всю историю человечества и дает ключ к пониманию развития его. Всякая нация и всякое государство достигали большего или меньшего развития в зависимости от того, насколько было сохранено равновесие Начал, ибо лишь равновесие Начал дает великие цивилизации. Порабощение женского Начала ведет к регрессу и упадку, что мы видим на примере Востока. Запад лишь тогда обогнал Восток, когда женщина начала завоевывать большие права.
Невероятно труден и безмерно тягостен путь женщины в процессе эволюции человечества, в течение всей Кали-юги, и чем ниже был общий культурный уровень, тем было тяжелее положение женщины. На низших ступенях человеческого развития, когда в полной мере царит право грубой силы, женщина, как физически более слабая, всегда раба, на которую взваливается самая тяжелая работа. Классические примеры такой эксплуатации более слабой женщины и превращение ее во вьючное животное можно и сейчас наблюдать на Востоке, среди кочевых народов, когда, переезжая на новое кочевье, кочевник едет сам на прекрасной лошади, а за ним, нагруженная скарбом и обремененная детьми, изнемогая от тяжести и от жары, едва плетется жена.
По мере улучшения общего благосостояния, культурного и материального, улучшалось, конечно, и положение женщины, но и при этих условиях она или бессловесная раба, или пользующаяся некоторым влиянием наложница. Положение ее всецело зависело от ее привлекательности и молодости. Обладая тем и другим, женщина всегда, во все времена, умело пользовалась для приобретения прав на свое существование, и главным образом права на господство над мужчиной, этой своей единственной силой - потребностью в ней. Когда ее поработитель и властелин, опьяненный страстью, приходил к ней, тогда она диктовала ему свои желания и свою волю и достигала больших или меньших прав, в зависимости от своей красоты и молодости и страсти своего властелина. С потерей своей привлекательности она часто теряла также и все свои права.