А.А ориентиром здесь (в смысле «в другом месте относительно целостности». Андерсен показывает руками на другое место) является фрагмент или фрагментация, или разделение. Вы ни разу не сказали, что проходом от одного к другому является движение, которое в принципе существует.
К.Нет, оно не может существовать.
А.Я понимаю.
К.Абсолютно.
А.Я думаю, м-р Кришнамурти, что нет ничего более сложного, чем уловить смысл этого заявления, которое вы сделали. Не существует ничего из того, чему мы были обучены с самого детства, что указывало бы на такую возможность, на вопрос, к которому следовало бы отнестись серьезно, потому что когда… Но, конечно, нельзя делать настолько общие заявления по поводу того, какое все получали образование, но я думаю о себе. С самого детства, на протяжении всей учебы в аспирантуре, накапливая большое количество того знания, о котором вы говорили, я не помню никого, кто бы сказал мне или даже указал на литературу, которая настолько категорично проводит это различие между одним и другим с точки зрения каждого, недостижимого для каждого в отдельности через какой-либо проход.
К.Нет, нет, нет, точно, точно.
А.Теперь, я правильно понимаю вас в этом отношении, не так ли?
К.Совершенно верно.
А.Возможно я могу сказать, что это отвлечение.
К.Фрагмент не может стать целым.
А.Нет. Фрагмент не может стать целым, в себе и вне себя.
[5]
К.Но, фрагмент всегда пытается стать целым.
А.Точно, точно. Конечно теперь, после многих лет очень серьезного и преданного рассмотрения и изучения этого, что вы, несомненно, проделали с глубокой страстью, я полагаю, что вам должно было приходить в голову, что первый взгляд на это — пока человек находится в состоянии наблюдателя — должен быть очень пугающим. То есть, мысль о том, — с точки зрения наблюдателя — что не существует прохода.
К.Нет. Но вы понимаете, я никогда не смотрел на это подобным образом.
А.Пожалуйста, скажите мне, как вы смотрели на это
К.С самого детства я никогда не думал, что я индус.
А.Я понимаю.
К.Я никогда не думал, когда обучался в Англии и все такое, что был европейцем. Я никогда не был пойман в эту ловушку. Я не знаю, как это произошло, но я никогда не был пойман в эту ловушку.
А.Но, когда вы были маленьким и ваши сверстники сказали бы вам: «Посмотри, ты индус», что бы вы ответили?
К.Я, пожалуй, был обращен в индуизм и во все ловушки брахманской традиции, но я никогда не был действительно глубоко затронут.
А.Как мы говорим по-простому, до вас это так никогда и не дошло.
К.Никогда не дошло до меня, это точно.
А.Я понимаю. Это совершенно замечательно. Это необычайно. До огромного количества людей на земле это, кажется, «дошло», в этом смысле.
К.Поэтому я думаю, понимаете, пропаганда стала способом изменения.
А.Да. Да.
К.Пропаганда — это не истина. Повторение — это не истина.
А.Это еще одна форма насилия.