Кришнамурти:Совершенно верно. А что же такое безмолвие? Какова природа безмолвия?
П.:Это виденье есть нечто такое, что мы можем подтвердить. Но было сказано и другое, так что нельзя не спросить: если человек лишен всего, что мы считаем человеческими элементами...
Кришнамурти:Конфликт, боль...
П.:Не только они, но и сострадание.
Б.:Мы считаем человека человечным в противоположность животному. Какие свойства отличают человека: разум, способность анализа, речь...
Д.:Человек — это животное, наделенное речью. Язык и человек связаны друг с другом. Это и есть особенность человека, которая отличает его от животного мира. Вот что делает язык для человека — он позволяет ему сказать: «Я есмь». И в тот момент, когда человек выходит за пределы языка, он размышляет, он строит планы, он говорит: «Я есмь», и в это «я» вы можете внести всю космологию. Для другого языка нет.
Б.:И еще одно: благодаря языку человек сумел построить культуру; он не способен вернуться к биологической стадии.
Д.:Однако в течение двадцати пяти тысяч лет эволюции мышления, речи и тому подобного в человеке мало что переменилось. Его окружение изменилось, но с ним самим фундаментальных изменений почти не произошло.
Кришнамурти:Да.
П.:Все это правильно, и я согласна с тем, что говорит Б. или Д.; но все-таки я осознаю, что «я есмь». Это утверждение остается незыблемым.
Кришнамурти:Б. говорит очень простую вещь: лишите человека всех психологических элементов, в чем тогда разница между человеком и животным? О, разница имеется и огромная!
П.:В данный момент вы утверждаете, что существует различие, а затем исследуете что-то другое.
Б.:Человек осознает себя, а животное не осознает; в этом единственное различие.
Кришнамурти:Вернемся назад. Существует психологическое выживание. Мы хотим выжить психологически, а также биологически.
Д.:А я скажу, что существует и нечто другое.
Кришнамурти:Нам придется выяснить это. Просто утверждать, что нечто существует, не имеет смысла.
Д.:Но ведь вы говорите, что все другие аспекты человеческого существа окончены.
Кришнамурти:Когда окончились конфликты, горе, страдание...
П.:А также фантазия, удивление, воображение, то есть то, что побуждало человека ко внешним и внутренним достижениям...
Кришнамурти:Кришнамурти имел в виду как внутреннее, так и внешнее.
П.:Это одно и то же движение. Когда вы говорите, что все следует устранить, что тогда происходит? Законна ли постановка такого вопроса? Можем ли мы в нашей дискуссии пройти мимо этого факта, пережить ощущение такого устранения, такого виденья?
Кришнамурти:Мы сказали, что разум — вне пределов сознания, и, когда ум лишен психологических элементов, в самом их устранении происходит раскрытие разума. Разум проявляется в устранении психологических элементов. Существуют биологическое выживание и разум. Это все.