Вы знаете, что в Северной Индии существует школа, которую я также посещаю, очень похожая на эту, только она занимает 300 акров (1,5 гектара) земли, там чудесная река Ганг. Школа расположена прямо на ее берегу, поэтому реку прекрасно видно. Эта река на самом деле очень необычна. Она протекает через большой город Бенарес. Можно увидеть, как люди стирают в ней одежду, сжигают тела умерших и сбрасывают их в воду, купаются, пьют, и все это происходит на расстоянии каких-нибудь нескольких метров. Эта река постоянно кишит людьми, она работает, и из-за этого ее воды не загрязняются и ничем не заражаются. Несколько лет назад врачи специально возили эту воду в Швейцарию, чтобы лечить болезни желудка.
Однажды я плыл по Гангу на лодке и, опустив в воду кисть, чтобы почувствовать ее температуру, увидел, как мимо лодки проплывает человеческая рука. Дело в том, что в Индии, особенно в районе Бенареса, существует традиция сжигать тела умершего на берегу реки. Вообще в этой стране людей не хоронят в земле, а кремируют, это гораздо проще и занимает меньше места.
Итак, бедняки приносят тела своих умерших родственников на берег реки, покупают немного дров и поджигают труп. Но у них нет времени, чтобы дождаться, пока тело полностью сгорит, потому что им необходимо спешить назад в деревню. И тогда человек, который торгует дровами, тушит огонь, сохраняя таким образом свой товар, и сбрасывает труп в реку. Затем он продает сэкономленные дрова следующему покупателю. В результате через несколько миль ниже по течению вы можете наткнуться на выброшенное тело.
С.:Сэр, я уверен, что воду Ганга подвергали анализу и обнаружили несколько поразительных особенностей.
КРИШНАМУРТИ:Я знаю, это верно, Священная Река. Поэтому ее и называют священной.
С.:Вчера вечером на нашем школьном собрании мы обсуждали утреннюю встречу и в некоторых вопросах столкнулись с отсутствием ясности.
КРИШНАМУРТИ:Относительно чего?
С.:Я имею в виду встречу до завтрака.
КРИШНАМУРТИ:Что вам было неясно? Зачем вы встречаетесь?
С.:Чтобы побыть вместе.
КРИШНАМУРТИ:Вы целый день находитесь вместе. В той школе в Бенаресе, которую я навещаю, ученики также встречаются каждое утро. То же самое делают и в Риши Вэлли, — для чего? Вы против этого, так?
С.:Нет, не против.
КРИШНАМУРТИ:Скажите прямо. Вы против? Нет?
С.:Я вовсе не против, я не люблю, когда на меня давят другие...
КРИШНАМУРТИ:Подождите, значит, вам не нравится, когда на людей, и на вас в том числе, оказывают давление. Сейчас я тоже оказываю на вас давление, спрашивая о вашем мнении. Вы можете послать меня к черту, но люди постоянно оказывают давление на вас и друг на друга. Поэтому не надо просто говорить, что вам это не нравится. Ваш отец оказывает на вас давление. То же самое делают общество, книги, которые вы читаете, телевидение, буквально все. Вы хотите сказать: «Мне нравится выбирать виды давления, которые доставляют удовольствие». Вот и все. Так вот, я спрашиваю вас: нравится ли вам встречаться по утрам? Приходить в школу — это давление. Что же вы скажете, вам это не нравится? Давайте будем в этих вопросах откровенны.
С.:Иногда мне это нравится.
КРИШНАМУРТИ:Зачем же вы вообще встречаетесь?
С.:Чтобы познакомиться с различными идеями и выслушать каждого.
КРИШНАМУРТИ:Хорошо. Другими словами, вы встречаетесь, чтобы послушать других людей. Это является поводом ваших встреч?
С.:У разных людей могут быть различные причины.
КРИШНАМУРТИ:Почему вы все встречаетесь?
С. (1):Чтобы спокойно посидеть.
С. (2):Чтобы побыть вместе.
КРИШНАМУРТИ:Чтобы послушать, что говорят другие, посидеть спокойно, побыть вместе — вы назвали три фактора. Ради этого вы встречаетесь?
С.:Мы собираемся, чтобы набралась аудитория. (Смех)
КРИШНАМУРТИ:Почему вы все сейчас сидите здесь?