В определении энергетической ценности пищи полностью игнорируются не только вещества, способствующие росту. Также не принимаются в расчет элементы, которые хотя и абсолютно бесполезны с точки зрения калорийности, но совершенно необходимы для регулирования особенной роли крови, функционирования красных кровяных телец, для эластичности мускулов, предохранения тканей от распада, для химических реакций, секреции, поддержания нормальной щелочной реакции в крови и для выведения отходов жизнедеятельности клеток из организма. Это относится, например, к железу, марганцу, фтору, многим другим минеральным веществам, о которых говорилось ранее. Не калории формируют кости и зубы, не они нейтрализуют кислоту и поддерживают химическое равновесие в крови и лимфе. Как раз те продукты, в которых меньше всего содержится необходимых для этих функций веществ, наиболее богаты калориями.
Таблицы калорийности различных продуктов говорят лишь о том, сколько образуется тепла при сгорании этих продуктов в лабораторных условиях, что не имеет никакого отношения к питательной ценности.
Процесс переработки пищи в энергию, происходящий в организме, зависит от состояния тканей, где он протекает. Если функции организма нарушены, нарушается и процесс переработки, и тогда пища, обладающая высокой калорийной ценностью, не усваивается правильно. Подход к человеку как к «топке»: «если энергии мало, бросайте топливо лопатами», этого не учитывает. Доказано, что у больного человека выздоровление происходит быстрее, если он следует низкокалорийной диете с высоким содержанием витаминов и минеральных веществ или при лечебном голодании.
Согласно природному закону, сначала возникает потребность, которая затем удовлетворяется. Сторонники превосходства калорийности пищи навязывают удовлетворение при отсутствии потребности. В результате даже те вещества, которые должны бы сгореть в организме полностью, не сгорают, не усваиваются, становясь бесполезным и даже вредным балластом.
Система питания, основанная на энергетической ценности продуктов, неизбежно ведет к нарушению здоровья. А если человек уже болен, то заставлять его есть больше в соответствии с некоторыми усредненными нормами калорийности — значит еще сильнее усугублять его состояние.
Человек — это не химический аппарат, с которым можно делать все, что угодно. В теории ему, возможно, и нужно определенное количество калорий, белков или витаминов, но на деле он не сможет их переварить и усвоить. Питание должно быть индивидуальным, а не усредненным, стандартизированным.
Продукты питания
Продукты растительного происхождения
Злаки
Злаки — овес, пшеница, рожь, рис, ячмень, просо и другие — уже многие тысячелетия остаются основой существования целых народов. Еще не так давно они употреблялись в основном в цельном виде, а не в форме рафинированной муки и шлифованной крупы, как это происходит сейчас.
Да, хотя цельные зерновые продукты действительно значительно лучше для питания человека, все же система естественного питания подразумевает то, что их употребление надо свести к минимуму.
Первым против употребления в пищу злаков выступил доктор Э. Денсмор, который полагал, что человек по природе своей должен употреблять плоды, фрукты, а злаковые продукты для него являются неестественной пищей. Он категорично называл хлеб «смертельным продуктом», в противоположность тому, чем считают хлеб и другие зерновые продукты большинство людей — «продуктом жизни». Денсмор установил, что крахмал, основное вещество злаков, требует для усвоения значительно больше времени и энергетических затрат, чем фрукты, да и усваивается он хуже.