В Метамодель входят языковые конструкции, которые были впервые описаны основоположниками НЛП Бендлером и Гриндером при моделировании методов Вирджинии Сэтир, выдающегося семейного психотерапевта. Сэтир накапливала сведения совершенно особым способом: она пользовалась языком для прояснения смысла слов, помогала пациентам воссоединить слова со своими переживаниями. Если вернуться к тому, что вы усвоили на девятом уроке, метамодель вскрывает утерянное содержание конструкций милтоновского языка. Таким образом, метамодель отражает «другую сторону медали» языка, противоположную границу непрерывного пространства «общее-частное». Метамодель, которая сейчас утвердила себя в роли важной составляющей НЛП, помогает прояснить как язык, так и мышление.
Вы можете использовать Метамодель, чтобы точнее понять «карты» других людей. Благодаря вопросам к «поверхностной структуре» языка (речи обычного общения) она поможет вам выявить его «глубинную структуру».
МЕТАМОДЕЛЬ — ГЛУБИННАЯ И ПОВЕРХНОСТНАЯ СТРУКТУРЫ
Чтобы разобраться в Метамодели, нам нужно сначала понять, как мысли превращаются в слова. Наши мысли несут в себе бесконечно широкое содержание, и язык просто не в силах его выразить. Несмотря на эту ограниченность, язык все-таки относится к глубинному уровню нейрологии и способен выражать множество подробностей, присущих тому, на чем основаны наши слова. Мы называем этот уровень языка «глубинной структурой».
Впрочем, в повседневной жизни наша речь не достигает такого глубинного уровня. Во имя краткости мы сокращаем речь, пользуемся «поверхностной структурой» языка, примером которой может служить фраза: «Лорна — очень умная девочка». Дополнительные сведения о Лорне и ее уме (как он проявляется, с чем сравнивается, кто так считает?) образуют глубинную структуру поверхностного утверждения, которое получилось после опущений, искажений и обобщений. Мы фильтруем не только огромный объем информации, получаемый органами чувств. Постоянные процессы языкового опущения, искажения и обобщения превращают глубинную структуру в поверхностную.
Метамодель выделяет три основных типа распространенных языковых конструкций: опущение, обобщение и искажение. Кроме того, она предлагает соответствующие каждому типу стандартные отклики в форме вопросов, которые помогают прояснить глубинное значение, кроющееся за словами поверхностной структуры.
Не только язык, но и все сенсорные представления подразумевают различные кратчайшие пути, приближения и «догадки» (иными словами, обобщения, искажения и опущения, или удаления). «Отклики» Метамодели, с которыми вы познакомитесь на этом уроке, связаны, главным образом, с милтоновскими конструкциями, описанными нами в девятой главе. В частности, отклики и вопросы Метамодели:
— уточняют обобщения;
— выявляют неоднозначности;
— восстанавливают опущенные подробности;
— исправляют искажения;
— проясняют туманность смысла;
— помогают понять точное значение;
— побуждают к осознанному «аптайму»;
— восстанавливают «глубинную структуру» языка.
Рис. 10.1. Глубинная и поверхностная структуры.
Рис. 10.1 упрощенно показывает связь между глубинной и поверхностной структурами языка. В общении мы неизбежно обобщаем, искажаем, попускаем, чтобы поднять к поверхности различные уровни содержания.
Сами по себе искажение и опущение не предполагают дурных намерений. Напротив, эти процессы полезны и необходимы, они позволяют нам обрабатывать огромные объемы информации, потенциально доступной для мозга в каждое мгновение. Мы склонны пользоваться языком интуитивно, естественным образом «высвобождать» только то, что в данный момент выглядит уместным и служит цели общения. В целом, большая часть нашей деятельности (в том числе и общение) проходит по привычке, «без раздумий».