Основоположник общей семантики Альфред Кожибский выявил два вида угрозы, которую влечет за собою применение глагола «быть» и его аналогов. Первую угрозу он назвал отождествлением («Джоан —няня»), а вторую предикацией («Джо глупый», «Тот лист — желтый»). Глагол «быть» не терпит компромиссов: нечто либо является таким-то, либо не является. По этой причине мы склонны высказывать самые обобщенные и абсолютные сентенции, не выдерживающие никакой логической проверки. Например, Джоан может являться не только няней, но, в то же время, матерью, женой, студенткой, теннисисткой и сторонницей здорового образа жизни. И в действительности ей случается подрабатывать няней лишь время от времени, в период школьных каникул. Так кем же является Джоан? Без сомнений, перечисленные понятия не ограничивают весь список того, кем объявляется, По существу, высказывание «Джоан — няня» лишь мешает нам по-настоящему понять, кто она.
Сходным образом, фраза «Джо глупый» примет в языке А-Прим иной вид, например: «В том случае Джо вел себя глупо», а еще лучше: «Мне кажется, что он вел себя глупо». Выражение «Тот лист — желтый» станет звучать так: «Лист выглядел желтым» либо «В сумерках лист казался Джону желтым, зеленовато-коричневым». Благодаря этому мы можем намного яснее и правильнее выразить тот смысл, который хотим вложить в свои слова. Часто для этого достаточно избавиться от назойливых тире опущенных сказуемых. Просто спросите себя: «Что именно я собираюсь сказать?»
А-Прим придает языку более точное содержание, определяет, кто именно действует или говорит, кто несет ответственность за сказанное. Этот стиль помогает избежать туманных и неоднозначных обобщений, заставляет заменять аналоги глагола «быть» четкими глаголами действия. В нем почти отсутствует страдательный залог и полностью исчезают наиболее широкие обобщения, или «номинализации», которые так любят бюрократы и далекие от жизни ученые. Абстрактные понятия превращаются в конкретные, ощутимые явления, которые мы в силах представить и понять.
Как сказать то, что вы хотите сказать
А-Прим основан далеко не только на механической замене одних слов другими. Пользуясь им, вам придется тщательно обдумывать, что именно вы намерены сказать, а не просто изменить форму выражения своих мыслей. Таким образом, он способствует не только понятному общению, но и ясности мышления.
В целом, А-Прим действует достаточно просто, стоит лишь избавиться от безличных выражений и жестких определений. Однако на практике эти несложные приемы оказывают огромное влияние. Они не только меняют образ мышления, но и оказывают воздействие на ваше поведение, успехи и взаимоотношения с окружающими. Мы уже отмечали важную связь между мышлением и поведением. «Каковы мысли в душе человека, таков и он». Итак, А-Прим играет роль не просто языкового устройства с очевидными преимуществами в общении, но и могущественного средства изменения личности, в чем и заключается сама сущность НЛП. Этот стиль языка все шире применяется в таких областях, как решение межличностных проблем и совершенствование личности.
Даже ограниченное использование А-Прим способно вызвать серьезную переоценку того, что мы обычно понимаем под используемыми словами. Позже, при выполнении упражнений, вы получите возможность самостоятельно убедиться в этом.
Устная и письменная формы А-Прим
Хотя идея А-Прим очень проста, большинству людей невероятно трудно применять ее на практике. Мы уже подчеркивали особенности обращения с глаголом «быть». Вообще говоря, А-Прим требует истребления всех форм этого глагола: «быть», «был», «были», «есть», «являться», «представлять собой», а также тире.