19 сентября пострадали секторы 3–4 ускорительного кольца ВАКа. Резко возросшее давление, что произошло из-за расплавления крепления одного из датчиков вследствие превышения электрического напряжения, сместило магниты, установленные в ускорительном кольце. Помимо этого, на внутренних стенках вакуумных труб осели частички металлов (меди и стали), а также стекловолокна, выброшенные в вакуумный туннель во время аварии. Эти частицы необходимо удалить, поскольку они будут мешать прохождению протонных пучков. Также необходимо поднять на поверхность 54 магнита для ремонта. В настоящее время разрабатывается подробный план ремонта магнитов. Была проведена первая пробная чистка труб от лишних частиц. В настоящее время разрабатываются более надежные крепления и новая сеть клапанов криостатов, которые позволят системе охлаждения выдерживать большие нагрузки в случае аварийных ситуаций в будущем.
Значит, по крайней мере, как заявлялось официально, запуск коллайдера отменен не будет. Планируется только укрепить стенки тоннеля в надежде на то, что они выдержат черную дыру большего размера и большей силы, чем в прошлый раз.
Но, может, хозяевам коллайдера это и было нужно — получить черную дыру, способную навредить по-настоящему?
В письме Сирила Гриффа говорилось, что я должен «искать того, кто ищет бозон Хиггса», и я начал наводить справки.
Бозон Хиггса
В физике бозоном Хиггса называется одна из элементарных частиц. Ее существование было теоретически предсказано профессором Эдинбургского университета Питером Хиггсом в шестидесятые годы. Согласно его теории, именно эта частица наделяет материю массой и позволяет ей образовывать все физические тела во Вселенной. Как это связано с коллайдером? Весьма просто: по мнению ученых, адронный коллайдер может создать все условия для того, чтобы эта частица была зарегистрирована используемым измерительным оборудованием. Если она будет обнаружена, значит, она в действительности существует. Но мало того, это означает, что и теоретическая, базовая модель строения Вселенной также верна. Если же бозон Хиггса не будет обнаружен, то это может означать, что, возможно, никакого Большого взрыва и не было.
Тем не менее бозон Хиггса среди физиков уже давно прозван «Святым Граалем», и именно на него делает ставки большинство современных ученых. В своем интервью, данном британской The Times, Питер Хиггс сказал: «Если мы ничего не найдем там, это будет значить, что ни я, ни другие больше ничего не будут понимать в том, что мы знаем о слабом и электромагнитном взаимодействии».
Оппонентом же Хиггса является не кто иной, как… физик Стивен Хокинс, специалист по черным дырам. Он публично заключил пари с Хигг-сом на 100 долларов, что бозон Хиггса в адрон-ном коллайдере обнаружить не удастся. «Однако это не значит, что его не нужно искать. Искать его необходимо», — сказал он в одном из своих интервью тому же журналу.
Означало ли это, что мне нужен именно Стивен Хокинс? И если да, то я уже писал ему однажды, и ни на кого он меня не «вывел», а, напротив, дал самый что ни на есть формальный ответ. Тем не менее, воспользовавшись его предложением, я решился написать ему еще:
Уважаемый мистер Хокинс, спасибо Вам за Ваш ответ. В настоящее время я продолжаю развивать эту тему в моей журналистской работе. Правда ли, что бозон Хиггса и черные дыры связаны между собой? Чем может помочь адронный коллайдер в поиске бозона Хиггса и считаете ли Вы его реально существующим? Если в коллайдере могут образовываться черные дыры, то как это соотносится с поиском бозона? Является ли искривление пространства-времени доказательством его существования? Правда ли, что бозон Хиггса может помочь путешествиям во времени?
С уважением, Этьен Кассе.