Рядом находится вторая гробница меньших размеров. В помещении довольно темно. На бревне установлен крест с горящими свечами. В центре стоит алтарь, защищенный тонкой разукрашенной деревянной решеткой, и деревянная доска с вырезанной надписью. В виде исключения — специально для меня — алтарь открывается, и появляется рама, с которой свисает яркое покрывало. Медленно, под пение молитв, рама отодвигается в сторону. В каменном полу я различаю верхнюю часть саркофага. Плита располагается в направлении запад — восток.
Святилище в честь Иисуса в Сринагаре посещают не только христиане, но также индуисты и мусульмане. Для мусульман он тоже пророк и образцово добродетельный человек.
Сознаюсь, находясь в гробнице, я чувствовал себя очень неуютно. Мысль о том, что здесь действительно может лежать тело Иисуса из Назарета, вызывала неприятное ощущение. Доказательством могли бы служить только следы ран на руках и ногах, а также находящиеся в гробу аксессуары.
Я даже считаю, что ради подтверждения истинности христианского вероучения гробницу в Сринагаре следовало бы вскрыть. В конце концов, это единственное в мире захоронение возрастом две тысячи лет, которое, как утверждается, содержит тело Иисуса. Христианское сообщество должно быть заинтересовано в том, чтобы разобраться с кашмирской легендой.
Или нет?
Надпись на деревянной доске: «Гробница Иисуса»
Перед саркофагом стоит деревянная рама, покрытая яркой тканью
Перед алтарем молятся верующие.
«Здесь лежит Йусу (Иисус), пророк дemeй Израилевых».
ГЛАВА 13
ЕСЛИ БЫ КАМНИ МОГЛИ ГОВОРИТЬ
Забытые храмы Тихого океана — Нан Мадол, игра микадо базальтовыми столбами — Платина из океанского дна — Самое длинное имя в мире — Радиоактивные мумии Древнего Египта.
Камни мертвы. Они не могут передвигаться по собственной воле и всегда молчат. Тем не менее геологу камни способны кое-что сообщить. Их состав выдает их происхождение. А с археологом камни могут говорить в том случае, если они разукрашены или обработаны каким-либо образом. Очень часто камни и даже целые скалы служат немыми свидетелями тех или иных событий. Здесь, именно здесь, у этого камня, они и произошли.
К группе островов Кирибати — архипелагу в Тихом океане, расположенному чуть южнее экватора, — принадлежит и островок Ауроаэ. Его обитатели почитают несколько монолитов, называемых ими «Навигационные Камни» — они сориентированы в отношении различных целей, находящихся далеко в просторах океана. Одна линия визирования проходит в юго-восточном направлении до Западного Самоа, находящегося на расстоянии 1900 километров. Другая указывает на остров Ниутао, отстоящий от Ауроаэ «всего» на 1800 километров. Третья определяет местонахождение островов Туамоту, расположенных на удалении 4700 километров.
В одном из преданий жителей Ауроаэ говорится о том, будто эти направления их предкам указали «птицы».
На других тихоокеанских островах, например на Раиваваэ или Раиатеа, стоят храмы, не имеющие истории. Неизвестно, кто их построил, когда и зачем. Тем не менее со многими из этих святилищ связаны легенды. На Раиваваэ храм считается местом, куда спустился с небес бог Мауи. Огромные пространства Тихого океана дали приют многим подобным храмам.
Только в составе Микронезии насчитывается свыше пятисот островов, крупнейшим из которых является Понапе, занимающий площадь пятьсот квадратных километров — такую же, как княжество Лихтенштейн. Рядом с Понапе располагается крошечный островок с нагромождениями камней. Их называют «Руины Нан Мадол», и никто не знает, кто воздвиг это сооружение.