В XX столетии появились места массового паломничества — например, Лурд в южной Франции, где однажды молодым девушкам якобы явилась Богородица. Это место считается святым. Может быть, и Тикаль тысячелетия назад был таким местом? Не стал ли он таковым из-за того, что здесь спустился вниз некто из какой-то небесной династии? Как мог выглядеть этот небесный правитель?
Весьма полезной для нас может оказаться одна разбитая стела из Тикаля. Она была изготовлена неизвестным мастером примерно две тысячи семьсот лет назад. Голова ее отбита, но сохранились туловище, руки — согнутые в локтях, с ладонями на груди — и ноги. Мы раскрасили некоторые детали странного одеяния, после чего стали отчетливо видны перчатки на руках. Существо одето в костюм с широкими манжетами на рукавах. Из его спины торчит трубка, соединяющаяся с чем-то похожим на ящик. На ногах — сапоги, из которых тоже выходят какие-то странные трубки.
Доинкская стела из Тикаля. На заднем фоне видны технические устройства.
И вновь согнутые локти и руки в перчатках. На ceй раз «спинной мозг» однозначно идентифицируется как трубки (нижняя часть изображения).
Это изображение находится в центре стелы, а ее левая и правая части разрушены. Не посвящено ли данное изображение одному из Всемогущих, которого увековечил человек, не знавший, с кем он имел дело? Подобно жителям Новой Гвинеи, принявшим гидросамолет за божество? Может быть, художник никогда не видел изображенное им существо, а знал о нем из преданий? Кстати, эта стела классифицируется как «доклассическая».
На другой стеле из Тикаля вновь можно различить согнутые локти, манжеты и перчатки. В данном случае присутствует голова в шлеме, из-за которого почти не видно лица. Есть и трубка в спине, правда, она выходит не из ее центра, как обычно, а сбоку.
Возраст этих удивительных произведений искусства несколько тысячелетий. Специалисты справедливо полагают, что на них изображены боги и высшие жрецы. Но что это за боги? Что за одеяния носят жрецы, и что у них за странные предметы? Человек — великий подражатель, способный имитировать то, смысла чего он не понимает.
Еще над одним изображением жреца парит бог, также снабженный техническими устройствами. Других богов наши предки изобразили сидящими в шарообразных объектах, извергающих пламя.
Мотив спускающихся на землю богов встречается по всему миру. Это вполне естественно, скажут мои оппоненты, — откуда же должны появляться боги, как не с небес? Человек всегда смотрел вверх, ожидая оттуда всевозможных благ. С этим я не спорю, меня волнует лишь технический аспект данной проблемы.
У входа в Берлинский этнографический музей стоят несколько стел, найденных в Гватемале в XX столетии. На одной из них изображена сцена жертвоприношения: жрецы протягивают вверх сердце, вырванное из груди жертвы. Фигуры выполнены чрезвычайно искусно. Мастер явно знал свое дело.
На другой стеле картина меняется. Жрец опять что-то держит в руке, но на сей раз предмет напоминает маску. Сверху спускается божественное существо, объятое пламенем. Примерно то же самое изображено на следующей стеле: парящая вверху фигура в языках пламени.
Эти стелы из Гватемалы стоят сегодня в Музее народного искусства в Берлине. На иллюстрации наверху слева, возможно, изображен жрец, а на иллюстрации наверху справа — спускающийся с небес бог, объятый пламенем.