Находка клиньев, казалось бы, подтверждает гипотезу. Инструменты найдены, что еще требуется? Как же мало нам нужно! Я несколько раз бывал на острове Пасхи, где обследовал каменоломни и незавершенные статуи и произвел кое-какие замеры.
В кратере Рано Рараку лежат горизонтально и стоят вертикально множество начатых и наполовину готовых статуй. Гипотеза клиньев вполне подходит для небольших статуй, но едва ли применима к громоздким экземплярам. Я предлагаю другую версию.
Кто-то когда-то на острове Пасхи обладал инструментами, посредством которых вытесывать скульптуры из вулканического камня значительно легче, нежели с помощью клиньев. Ведь даже самые твердые инструменты тупятся и ломаются, а жрецы, знающие, как с ними обращаться, хранят свою тайну. Островитяне стояли перед складом начатых и наполовину готовых фигур. Они выискивали те из них, что требовали меньше работы, и затем месяцами обтесывали их клиньями. Но около двух сотен статуй не поддались подобным укусам мух ударам этих малоэффективных инструментов. В конце концов привыкшие в беззаботной жизни островитяне прекратили бессмысленное занятие, побросали клинья и вернулись в свои пещеры и хижины.
Итак, найденные Хейердалом клинья вряд ли могли служить инструментами для создания скульптур. Разумеется, я не мог бы прийти к такому выводу, если бы работа была завершена.
Но как же статуи транспортировались по весьма неровной поверхности острова?
Один французский журнал подверг насмешкам якобы принадлежавшее мне высказывание по поводу того, что инопланетяне, доставившие статуи на остров, подвесили их к своему космическому кораблю, и таким образом они были установлены на место. Однако эта абсурдная мысль принадлежит отнюдь не мне. Ни в одной своей книге я не писал ничего подобного. Едва ли инопланетяне стали бы утруждать себя установкой на острове каких-то нелепых скульптур.
Но как это удалось сделать обитателям острова Пасхи, которые их, очевидно, и изготовили?
На этот вопрос ответила компьютерная модель. Возможно, на острове имелись кислоты, с помощью которых в каменных глыбах вытравливались приблизительные контуры. В самом деле, у потомков инков в Южной Америке существуют предания, согласно которым соки определенных растений обладают способностью размягчать камень. Полуфабрикаты можно было затем доводить до ума с помощью резца.
Для того чтобы перемещать статуи к месту установки, вовсе не требовалось несметное количество деревянных валков. Одно-единственное прочное бревно с раздвоением на конце – этого было вполне достаточно. Вокруг статуи обматывались канаты, которые привязывались слева и справа от нее к двум изогнутым бревнам, служившим салазками. Затем к шее статуи привязывался канат, который пропускался через раздвоение прямо стоящего бревна. В результате возникал рычаг. Передняя часть статуи слегка приподнималась и благодаря изогнутым бревнам продвигалась немного вперед. После этого натяжение каната ослаблялось, вертикально стоящее бревно выпрямлялось и перемещалось вперед на несколько метров. И так раз за разом.