Однажды в горах «Пукато-Ти» раздался оглушительный грохот, и сверху спустился Беп-Коророти. Он был облачен в ритуальные одежды, покрывавшие его с головы до ног. И руке он держал «коп» – оружие, поражающее молнией. Жители деревни в страхе убежали в лес. Мужчины пытались защитить женщин и детей, а некоторые даже намеревались оказать сопротивление незваному гостю. Но их копья и стрелы ломались, едва коснувшись одежд Беп-Коророти. Прибывшее из космоса существо, должно быть, смеялось над слабостью их оружия. Дабы продемонстрировать им силу своего оружия, оно направило его на дерево и камень и уничтожило их.
В рядах индейцев поднялось страшное смятение. В конце-концов даже самым мужественным воинам племени пришлось смириться с присутствием Беп-Коророти. Поскольку он превосходил всех мудростью, люди постепенно прониклись к нему доверием. Он организовал строительство «мужского дома», такие дома теперь имеются во всех деревнях ка-япа. Этот дом стал школой, а учителем – Беп-Коророти.
То же самое рассказывают хопи о своих качинас. Кая-пос говорят, что они многим обязаны своему учителю, пришедшему к ним из космоса. Он усовершенствовал их оружие, научил их строить прочные дома и защищать эти дома от ударов молнии.
Зачастую юноши не хотели идти школу, и тогда Беп-Коророти облачался в свой костюм и тут же добивался повиновения. Никто не мог противостоять ему, ибо он обладал способностью вызывать у людей паралич и подавлять их волю.
Во время охоты Беп-Коророти убивал животных, не причиняя им ран, и отдавал всю добычу каяпос, поскольку сам обходился без питания. Однажды Беп-Коророти неожиданно исчез, а затем также неожиданно появился вновь. Произведя при этом страшный шум, он принялся кричать, что потерял одну из принадлежавших ему вещей. Индейцы никак не могли взять в толк, что им следует искать. Когда мужчины приблизились к нему, он не применил свое оружие, но те, кто прикасался к его телу, моментально падали без чувств. Отчаявшись найти потерянное, космический пришелец попрощался с индейцами, но несколько воинов проследили за ним до самой горной гряды. То, что они обнаружили, повергло их в ужас. С помощью своего оружия он прорубил в лесу широкую просеку. Затем в вышине послышался грохот, сотрясший землю. Сверху опустилось нечто, похожее на дом, и Беп-Коророти исчез внутри его.
Небеса полыхнули огнем, землю окутало гигантское облако дыма, и раздался мощный раскат грома. В результате возникшего землетрясения кусты и деревья были вырваны с корнем, а дикие звери в ужасе разбежались по окрестностям.
Каждый раз, когда я пересказываю эту легенду каяпос, теологи, этнологи и даже психологи в один голос утверждают, что речь в данном случае идет об анимизме, первобытной религии. Якобы индейцы, панически боявшиеся молнии и грома, могли стать свидетелями извержения вулкана или землетрясения.
Я не имею ничего против анимизма, и мне хорошо известно его происхождение. Но иногда меня выводит из себя леность ума, особенно когда ее источником служит академическое образование и ученые степени. Я прекрасно знаю, что первобытные люди испытывали страх перед природными явлениями, не осознавая взаимосвязи между молнией и громом, и поэтому пытались умилостивить их с помощью ритуалов, молитв и даже жертвоприношений. Так зародился анимизм.
Но с каких это пор природные силы умеют разговаривать с людьми? С каких это пор гром или молния обучает людей? Способно ли землетрясение построить дом, а извержение вулкана – усовершенствовать оружие примитивных людей?