С внешней стороны главного эллипса простирается весьма впечатляющая так называемая Долина руин. Впрочем, на долину она похожа мало: кучи булыжников вперемежку с развалинами стен. Пространство между камнями заполняет яркая, пышная тропическая растительность.
Над всем этим возвышается третий комплекс, находящийся на расколотых скалах. Для меня остается загадкой, как могла прийти кому-то в голову мысль назвать его «Акрополь». Здесь весьма хитроумно использован природный ландшафт: в промежутки между скалами встроены стены, образующие внешнюю стену. Они имеют высоту семь с половиной метров и ширину у основания 6,7 метра. Этот участок Зимбабве имел прекрасные оборонительные возможности, если в данном случае речь идет о крепости.
Здесь археологи нашли маленькие золотые браслеты, стеклянные бусинки и восемь птиц из мягкой каменной породы. Эти птицы, имеющие в высоту до тридцати сантиметров, могли изначально восседать на колоннах.
Так называемый Акрополь высящийся над руинами Зимбабве.
Проемы в скалах Акрополя искусно заделаны камнями. Самая толстая из этих стен имеет ширину 6,7 метра.
Некоторые глыбы Акрополя явно обработаны человеческими руками. Я видел нечто подобное в Перу. Но для чего же все-таки была нужна эта каменная крепость? Известно, что в копях и штольнях, расположенных вокруг Зимбабве, добывали золото. По сегодняшним оценкам, в эпоху расцвета государства объем добычи достигал шестидесяти тысяч тонн золота в год. В настоящее время годовой объем добычи золота государства Зимбабве составляет жалкие шестнадцать тонн.
Целью устройства крепости между природными скалами могло быть обеспечение сохранности золота. Возможно, то, что сегодня называется «Акрополем», являлось местом для размещения гарнизона солдат. Оттуда открывается хороший обзор всей равнины, и перевозившие золото караваны находились бы в полной безопасности.
Но для чего служила эллиптическая стена? Она не давала кругового обзора, и на ней отсутствовали зубцы и амбразуры для стрелков, пусть даже лучников. На нее даже нельзя было подняться, поскольку она не имела ни ступеней, ни выступов. Большой эллипс совершенно не годился в качестве крепостного укрепления. Единственный вход, который вел в его внутреннюю часть, оставался абсолютно незащищенным. Как в оборонительном бастионе, в нем отсутствовала какая бы то ни было необходимость при наличии укрепленных скал Акрополя, представлявшего собой практически неприступную крепость.
Зачем же нужно было африканским племенам стаскивать сюда сотни тысяч тонн камней и затем громоздить из них какое-то непонятное сооружение?
Мне долго не давали покоя эта бессмысленная башня и окружавшая ее стена. Только когда я начертил план Зимбабве, меня наконец осенило.
Далеко на северо-западе от Зимбабве расположена Республика Мали, в которой живет племя догонов. Это племя очень основательно изучено в этнологическом плане – главным образом, французскими учеными. Догоны каждые пятьдесят лет пышно отмечают праздник, называемый ими «сигуи».
Типичная деревня догонов в Республике Мали.
Но почему только раз в пятьдесят лет? Ведь далеко не все догоны доживали до этого возраста, и, стало быть, не все члены племени хотя бы раз в жизни принимали участие в праздновании сигуи.
Ученые установили причину такой цикличности.