Через сорок лет после Кулика в тайге оказались еще две экспедиции, одна из которых возглавлялась геофизиком Золотовым. Теперь ученые решили, что можно вести речь о… ядерном взрыве!
Изучив количество излученной световой энергии, удалось выяснить тип взрыва. Дерево в цвету может вспыхнуть, если на квадратный сантиметр поверхности приходится 70–100 калорий тепловой энергии. Но даже в 200 километрах от места взрыва вспышка отбросила вторичную, тень!
Измерения дали величину энергии взрыва порядка 2,8 на 1023 эргов: столько могло выделиться при взрыве ядерной бомбы в 10 мегатонн.
Каким же образом можно объяснить ядерный взрыв в 1908 году в сибирской тайге?
Писатели Генрих Альтов и Валентина Журавлева выдвинули гипотезу, что потерпела неудачу попытка разумных существ из созвездия Лебедя установить контакты с Землей. В 1853 году при извержении вулкана Кракатау в Индийском океане во Вселенную отправился мощный пучок радиоволн естественного происхождения. Он был ошибочно принят за целенаправленный сигнал, и в ответ разумные существа из дальнего космоса послали на Землю лазерный луч огромной мощности, который, столкнувшись с земной атмосферой высоко над просторами Сибири, высвободил чудовищный запас энергии. Теория красивая, романтичная, но… слишком фантастичная.
К такому же разряду следует отнести теории о вторжении антиматерии в земное пространство. На корню, отвергать ее не следует, вполне возможно, что в космосе есть сгустки антиматерии, но представляется весьма сомнительным, чтобы антиматерия, аннигилирующая при встрече с материей, добралась до Подкаменной Тунгуски, избежав на своем долгом пути встречи с материей как таковой.
Скорее можно было бы принять точку зрения тех, кто видит в этом загадочном явлении взрыв энергетической установки чужого космического корабля. Да, конечно, фантастика — пока еще фантастика, но это предположение не противоречит никаким физическим законам. Ведь даже еще сегодня радиоактивность в районе эпицентра взрыва вдвое (!) выше, чем в других местах там же.
За века существования астрономии она довольно неплохо изучила планеты нашей Солнечной системы, но в теоретические границы жизни в своем представлении человек, кроме Земли, включал лишь еще две планеты: Марс и Венеру. Но в 1962 году, когда зонд «Маринер-2» исследовал Венеру с расстояния 34 тысячи километров, ее пришлось вычеркнуть из списка мест, где могла бы быть хоть какая-то жизнь: температура на поверхности Венеры в среднем составляет 430 градусов по Цельсию, при ней могут существовать лишь моря расплавленного металла. И если даже имеющийся там углеводород мог дать начало колониям каких-то бактерий, то Венера уж никак не может считаться привлекательной сестрой-близнецом Земли.
Представления о сегодняшнем Марсе как о прибежище древнего разума сегодня после серии беспилотных исследований приходится сдать в архив, но в принципе нельзя отрицать на Марсе наличия каких-то форм жизни, скорее всего, самых низших. Но Марс дает возможность и для более интересных предположений, не исключено, что многие и многие сотни тысяч лет назад на Марсе была своя цивилизация.