На втором снимке глазам предстает прямо противоположная картина: четко различимая полоса, поверх которой расположен пересекающий ее зигзагообразный рисунок. На этот раз расстояния между витками зигзага — куда более узкие, чем на первом рисунке. Получается, что сперва была устроена полоса, а затем поверх нее был нанесен этот причудливый рисунок? Кстати сказать, у меня не раз возникало подозрение, что первоначально зигзагообразные линии не располагалисьнижеполосы и что подобное изменение рельефа возникло в результате ветровой эрозии на протяжении многих тысячелетий. Кроме того, я не раз спрашивал себя, а что, собственно, представляют собой эти зигзагообразные линии. Ради чего были созданы эти причудливые орнаменты, если впоследствии поверх них пролегла широкая полоса, закрывшая собой добрых две трети изображения? Или эти рисунки никогда не были просто орнаментами? Быть может, за всеми этими зигзагами кроется некая давно забытая технология? Нечто вроде методики, которую мы сегодня называем «индукционной шлифовкой»?
Этот вопрос весьма острый; он напоминает боль от раны, которая долго не заживает. И тем не менее эти снимки говорят сами за себя. Широкие зигзагообразные линии, лежащиеподполосой, представляют собой фрагменты некой древней «картинки-загадки».Слеваот полосы идут четыре тонкие линии, а рядом с ними расположена спираль, состоящая из пяти концентрических кругов.Справаот полосы тянутся шесть узких прямых линий, которые в конце концов исчезаютподполосой. Но каково же назначение широкой зигзагообразной линии и тончайших линий, расположенных сегодняподполосой? Быть может, они выполняли роль маркировки на местности? А может, это — некий знак, иероглиф? Зашифрованное древнее послание? Но кому же оно было адресовано, если поверх него пролегла широкая полоса?
А что, если это не послание и не орнамент, а всего-навсего следы времени? Быть может, люди одного из поколений, которые еще не додумались расчертить пустыню широкими полосами, решили для начала создать геометрические знаки-символы? А их соплеменники, жившие в более поздние времена, вздумали закрыть эти изящные знаки «взлетной полосой»? В таком случае получается, что позднейшие «строители полос» не питали особого уважения к знакам своих предков. Поэтому они частично и «накрыли» их полосой. Мне эта гипотеза представляется малоубедительной. Слава Богу, на плато Наска вполне достаточно пространства, чтобы расположить полосу в каком-нибудь другом месте. Так почему же все-таки полоса была проложена, насыпана и утрамбованаповерхпричудливых геометрических линий? Неужели именно это место было настолько важным?
Впрочем, подобные рассуждения лишены смысла по иной причине: оказывается, в Наска существуют полосы, пролегающиеповерхдругих полос. Неужели такое возможно?
А теперь — взгляните на снимок, сделанный, когда я пролетал над двумя полосами, проходящими не по плоской поверхности пустыни, а по вершине невысокого холма в районе Пальпы. Обе полосы начинаются практически в одной и той же точке, но затем расходятся под углом 45°. Здесь, совсем как на схеме аэродрома,передначалом полосы расположены девять узких линий, по виду весьма похожих на разметку местности. (Имейте в виду: средняя, более светлая линия не в счет, поскольку она, по всей вероятности, возникла совсем недавно, после того как здесь проехал какой-нибудь тяжелый грузовик.) Так вот, под правой полосой ясно просматривается более ранняя, гораздо более широкая и крупная по размерам полоса. По моим оценкам, нижняя полоса имеет ок. 80 м в ширину и не менее 1,3 км в длину. Итак, здесь одна полоса проложена поверх другой, причем более древняя имеет куда более внушительные размеры.