Сегодня в 25 км на северо-запад от оазиса Фаюм есть плоское озеро Карун. Однако оно никогда не может быть идентично Меридскому озеру античных историков — не только потому, что лежит в 40 км по прямой от пирамиды Хавара, но и потому, что это естественное озеро, которое не зависит от искусственных каналов. Озеро Карун с трех сторон обрамляет знойная пустыня, а с четвертой стороны к нему примыкает негустая растительность, к тому же оно лежит ниже уровня моря. Это знал еще Лепсиус: «При высоком уровне Нила и более высоком поднятии вод оно, пожалуй, взбухает; однако оно расположено слишком низко, чтобы позволить течь назад хоть капле попавшей в него воды. Вся провинция должна была быть залита водой, прежде чем она могла найти обратный путь из долины… Теперь зеркало Биркет-эль-Корн [озеро Карун. —Э.Д.]лежит на 70 футов ниже места, где в него втекает канал, и никогда не может подняться выше.
Это же доказывают и древние руины храма на его берегах. Так же мало соответствуют истине сообщения, что на тех же берегах были расположены лабиринт и столица Арсиноэ, теперь Мединет-эль-Фаюм» [12].
Несмотря на этот факт, Лепсиус крепко привязался к своей трактовке местонахождения лабиринта. Вместе с тремя сотрудниками он осмотрел остатки дамбы, которые считал насыпью для искусственного заложения Меридского озера. Использовал Лепсиус и остатки двух сооружений, которые первоначально считались обеими пирамидами, которые Геродот видел над водами Меридского озера. После недолгих раскопок он сконфуженно констатировал: «Похоже все-таки, что в озере они не стояли…».
Тот, кто был уверен, как Лепсиус, что лабиринт лежит за Хаварой, должен был споткнуться о данные Геродота и других древних авторов. Диодор писал, что «царь Моэрис приказал выкопать искусственное озеро несколько выше города Мемфиса». Это было бы приблизительно на высоте Дахшура или в 70 км по прямой на северо-восток от Хавары. Страбон описывал озеро как огромный водоем с берегами, сравнимыми с морем. Геродот констатировал в 4-й главе второй книги:
«Тогда земли к северу от Меридского озера не возвышались над ним, в то время как сегодня нужно совершать семь дневных переездов вверх по реке к Меридскому озеру».
Наконец «отец истории» в 150-й главе той же книги дает еще одно географическое указание: «Местные рассказывают, что у озера имеется подземный сток в сторону ливийского Сирта, который ведет на запад в страну, вдоль гор выше Мемфиса».
«Не сами вещи вводят людей в заблуждение, а представления о вещах»
(Еврипид, греческий трагик (48£)—407 до н. э.)).
Инспекция на месте
*********************************************************************************************
Шофер такси засмеялся, увидев, как я выхожу из отеля, весь увешанный камерами. Мы сделали самое разумное, что можно было предпринять в условиях Египта, — наняли одного водителя сразу на несколько дней. Это экономило и время, и деньги. Не надо было каждое утро беспокоиться насчет суммы и выбирать из толпы одного счастливца. Водитель знал меня, а я — его. Кроме того, черная машина, старая американская модель, была в удивительно хорошем состоянии. Редкое явление в Египте! Немало разбитых кузовов и моторов украшают обочины пустынных дорог по всей стране!
Камаль, так звали моего водителя, четыре года изучал египтологию в Каирском университете. Теперь он возил туристов, поскольку это приносило больше денег, чем академическая работа. Он сносно говорил по-английски, а также умел отваживать от меня наиболее назойливых торговцев сувенирами. Ценное свойство, если учесть, что большинство экскурсоводов и торговцев знакомы между собой и водителю после хорошей покупки тоже достается бакшиш.