Сегодня любой, кто хоть немного знаком с историей, не станет оспаривать тот факт, что все племена в каменном веке были буквально помешаны на астрономии. В одной лишь области залива Морбихан (Бретань, Франция) 135 из 156 дольменов ориентированы соответственно летнему и зимнему солнцестоянию [120]. Стоунхендж в Англии оказался большой обсерваторией, с помощью которой можно было делать разнообразные астрономические вычисления и прогнозы. Доисторические архитекторы наблюдали сквозь свои визиры положения многих звезд, таких, как Капелла, Кастор, Поллукс, Вега, Антарес, Альтаир, Денеб [121]. С некоторым опозданием даже немецкие астрономы узнали, что жители каменного века при помощи мегалитов Стоунхенджа могли предсказывать солнечные и лунные затмения [122]. И если придерживаться официальных датировок (в которые я, по разным причинам, не очень-то верю), то задолго до Стоунхенджа (около 5 тысяч лет назад) наши увешанные шкурами братья из каменного века возвели гигантский комплекс из камней в Нью-Грейндж в Ирландии. Ясное дело, астрономически сориентированный — как же иначе? [123, 124]
Спрашивается только, почему люди каменного века как только спустились с деревьев, так сразу же стали одержимы астрономией?
Все эти странные вещи, о которых я здесь говорю, существуют в действительности. Информация о деталях этих событий и явлений доступна всем — она есть в книгах, в Интернете, в специальных журналах. Жаль, что дальше этого ничего не идет. Может, человеческое общество стало ленивее? Ослабела тяга к неведомому? Или это пресыщение информацией? Мы предпочитаем проводить время перед телевизором или компьютерным экраном вместо того, чтобы ездить и искать. Что же тогда способствует увеличению знаний в наш электронный век, если ничего не происходит? Молодежь в западных странах совершенствуется на своих клавиатурах и компьютерных «мышках». Цветные дисплеи выбрасывают картинки, которые попадают прямо на сетчатку глаза и тут же забываются. Мы занимаемся «серфингом» на волнах информации, но не погружаемся в нее. 10 лет назад я сообщил о доисторической «фабрике инструментов», которая существовала недалеко от голландского местечка Рийкхольт между Аакеном и Маастрихтом 5000 лет назад. Она абсолютно не вписывается в картину наших представлений о людях каменного века. Когда я навестил это место летом 1998 года, то убедился в том, что компетентную науку нисколько не волнует доисторическая кремневая шахта. Вытеснили из памяти и забыли. Телевидение, которое принимает участие в любой дутой сенсации, ни разу не заинтересовалось увлекательной загадкой, и специалисты отводят глаза, когда их об этом спрашивают: они ничего не знают. Мне непонятно, что они вообще читают.
О чем же шла речь? Вот короткое резюме того, о чем я подробно рассказал в книге «Каменный век был совсем иным» [120]: в двадцатые годы прошлого столетия монахи-доминиканцы из монастыря в Рийкхольте обнаружили в земле шахты и извлекли из них на поверхность 1200 кремневых топоров. Идеалисты из голландского Геологического общества уже в 70-е годы разыскали еще 66 разработок, хотя предполагается, что их должно быть более 2000. По количеству и величине штолен легко подсчитать, что в каменном веке было добыто примерно 41 250 кубометров кремня. Из этого камня можно было сделать 153 миллиона топоров! 15 000 кремневых топоров уже обнаружено в штольнях, и по самым скромным подсчетам еще примерно 2,5 миллиона этих инструментов каменного века должны оставаться в земле. Предположительно, шахта действовала 500 лет, значит, ежедневно изготавливалось около полутора тысяч топоров. И это происходило 5160 лет назад…