Побережье индии, где намного жарче, чем в центральной европе, в солнечные дни не заполнено людьми. Оно заполняется людьми только вечером, так как индусы знают по опыту, что купание и плавание наиболее полезны вечером. В течение дня под палящим солнцем каждый может принять солнечную ванну, но не дольше, чем десять минут. Только когда кожа загорит, это время можно увеличить на несколько минут. Индусы с их естественной коричневой кожей находятся в этом отношении в более выгодном положении, чем белокожие люди запада. Но даже индусы не проводят часов под палящим солнцем. Даже когда они хотят поплавать, они делают это, когда сядет солнце. В индии каждый ребенок знает, что позы тела, выполняемые под горячим солнцем, приносят вред. Не менее вредно и лежать, как крокодил, часами на солнце. Символическое значение имеет в этой связи старая индийская пословица: "... Только глупец разгуливает под солнцем, когда можно сидеть в тени". На западе большинство людей избегает морского берега, когда на небе облака или солнце светит недостаточно ярко. Они верят, что это бесполезно и что солнце слишком слабо и ничего не добавит к их загару. Напротив, настоящие любители воды и побережья знают, что эффект солнца сильнее, когда небо затянуто облаками или дымкой. В такое время кожа загорает равномерно, а не пятнами. А когда солнце светит, мы можем загорать, даже находясь в тени и принимая воздушные ванны. Даже когда мы плаваем в тени, облака, зеркальный эффект отражения лучей солнца от воды и лучи солнца, проходящие через фильтр облака, дают вполне хороший загар, как и прямые лучи солнца.
Мы, люди южной индии, совсем не можем понять, почему люди запада так хотят иметь коричневую кожу. Все южные индусы оливково-коричневого цвета, но это не делает их ни более счастливыми, ни более ценными, чем северяне, которые отличаются от них. Когда я приехал в европу, я был удивлен, что люди запада хотят быть коричневыми для того, чтобы вызвать зависть других. Индусы никогда не думают о том, что их кожа темнее, чем у северян. Какой прок и какая честь быть черным? Я никогда не мог найти на это ответ у поджаренных на солнце шоколадных европейцев.
Вернемся к вопросу о "подлинном расслаблении", о котором говорилось выше.
Вследствие интенсивности и постоянного нервного напряжения жизни запада, нелегко это понять. Ляжем на спину без какой-нибудь тяжелой или мешающей одежды, вытянем руки по сторонам туловища ладонями вверх; расслабим все наши мышцы и не будем думать ни о чем во всем свете, т.Е. По крайней мере, не будем отождествлять себя с этим светом.
Позволим мыслям бежать свободно до тех пор, пока они не устанут, их бег будет замедляться, а наш мозг будет постепенно "пустеть". Вероятно, каждый на своем опыте испытал то особое состояние, когда возбужденная, натянутая, находящаяся без отдыха нервная система поддерживает силой ход мыслей.
Во время наиболее интенсивной работы бывает так, что мы внезапно уставимся в какую-нибудь точку пространства, все наши мысли исчезают, а мозг превращается в вакуум. Если кто-нибудь обращается к нам, мы не отвечаем, потому что мы не слышим и не понимаем. Через одну или две минуты мозг включается, и мы погружаемся в повседневную работу. Мы чувствуем, что наша работа, наше мышление и общее состояние улучшилось и освежилось. Это ни что иное, как происходящее не по нашей воле автоматическое "выключение" нашего мышления, когда мы дошли до границы интенсивной умственной работы. Это расслабление ума и тела на 1-2 минуты. Этот освежающий отдых и расслабление могут протекать при более удовлетворительных условиях, когда мы выполняем это 4-5 раз ежедневно в качестве упражнений. Лежа на спине с расслабленными мышцами, мы ждем до тех пор, пока мысли убегут. "Потеряв таким образом самих себя, мы отдыхаем". Наша последняя сознательная мысль, когда мы находимся в таком расслаблении, и наша первая "оживляющая мысль, мысль, когда мы возвращаем себе мышление, это мысль о полном отдыхе, о том, что мы лежим без напряжения и хотим, чтоб каждый мускул нашего тела был расслаблен.