«Еретики согласны с нами в отношении начала всех вещей… Но они говорят, что нет единого Христа (Бога), но один вверху, и другой внизу. И этот последнийпрежде обитал во многих;ноИисус,говорят они один раз, —отБога, а другой раз они называют его ДУХОМ» [452, II, VII].
Этот дух есть Христос,
вестникжизни, которого иногда называют ангелом
Гавриилом(по-еврейски — мощный от Бога), и который занял у гностиков место Логоса, тогда как Святой Дух считался
Жизнью.[200]Однако, у секты назареев
Spiritus, или Святой Дух, был в меньшем почете. В то время как почти все секты гностиков считали его Женскою Силою, называлась ли она
Бина,,
София,божественный разум, — у секты назареев это был
Женский Spiritus,астральный свет, породитель всего
материального,хаос в своем аспекте зла,
завихренныйДемиургом. При сотворении человека
«это был свет со стороны ОТЦА, и это был свет (материальный свет) со стороны МАТЕРИ. И это есть«двойственныйчеловек»» [499, c. 12], — говорит «Зогар». — «В тот день (последний) погибнет семеро ко злу расположенных звездных, а также сыны человеческие, которые поклонялисьSpirilus,Мессиям (ложным),Deus, и МАТЕРИSPIRITUS, погибнут» [257, т. II, с. 149].
Иисус усиливал и иллюстрировал свои доктрины знаками и чудесами; и если мы отбросим в сторону претензии тех, кто его обожествляют, — он делал лишь то, что делали другие каббалисты, и толькоони,в ту эпоху, когда в течение двух веков источники пророчеств полностью высохли, и от этого застоя публично совершаемых «чудес» возник скептицизм неверующей секты саддукеев. Описывая «ереси» тех дней, Теодорет, который не имел представления о сокровенном значении слова Христос,помазанник-посланец, — жалуется, что они (гностики) утверждают,что этот Посланец, или Delegatus, меняет свое тело время от времени,
«ивходит в другие тела, и каждый раз проявляется по-иному.И эти (осененные пророки) пользуются заклинаниями и вызываниями различных демонов и крещениями при изложении своих принципов… Они применяют астрологию и магию и математические заблуждения», (?) — говорит он [452, II, VII].
Эти «математические заблуждения», о которых набожный писатель жалуется, привели впоследствии снова к открытию гелиоцентрической системы, ошибочной, по-видимому, и по сей день, и забытой со времени другого «мага», который ее преподавал — Пифагора. Таким образом, чудеса исцеления и другие тауматургические деяния Иисуса, которые он передавал своим последователям, показывают, что они учились у него теории и практике новой этики день за днем в семейном общении интимной дружбы. Их вера все более росла, как у всех неофитов, одновременно с ростом познаний. Мы не должны забывать, что Иосиф, который, несомненно, должен был быть хорошо осведомленным по этому предмету, называет «наукой» умение изгнать демонов. Это нарастание веры ясно показано в случае с Петром, который из неимевшего достаточной веры, чтобы поддержать себя на поверхности воды, когда он пошел из лодки к своему Учителю, под конец стал таким знатоком в тауматургии, что, как рассказывают, Симон Волхв предлагал ему деньги, чтобы тот научил его тайне исцеления и другим чудесам. Также Филипп представлен, как овладевший искусством поднятия на воздух не хуже Абариса, о котором помнят пифагорейцы, но он был менее искусен, чем Симон Волхв.