Был такой период времени, когда ученые академики особенно потешались над простыми описаниями некоторых чудес, про которые древние авторы писали, что они совершались под их наблюдением. Какими несчастными болванами, а, может быть, и лжецами они казались ученым представителям века просвещения! Разве они, в самом деле, не описали лошадей и других животных, ноги которых имели некоторое сходство с руками и ногами человека? Но в 1876 году мы слышим, что мистер Гёксли читает лекции, в которых наиболее значительную роль играет
prolohippus,обладающий предплечьем почти как у человека; и
orohippusсо своими четырьмя пальцами, эоценского периода, гипотетический
pedactyl equus,далекий дядя по материнской линии современной лошади. Чудо подтвердилось! Скептики девятнадцатого века получили по заслугам за суеверных платоников –
допотопных профанов,утверждавших то же самое задолго до того, как Гёксли и Жоффри Сент-Иллер приводили в пример лошадь, у которой, в самом деле, были пальцы, разделенные перепонками.
[302]Когда древние говорили о расах пигмеев в Африке, их обвиняли во лжи. И все же пигмеи, подобные описанным, были обнаружены и изучены французским ученым во время его путешествия в Тенда Майа на берегах Рио Гранде в 1840 году [
296, т. ii, с. 210]; Они также были обнаружены Байярдом Тэйлором из Каира и мистером Бондом из Топографического Управления Индии, который обнаружил дикую карликовую расу в холмистых джунглях западного Галитца к юго-западу от холмов Пали, это была раса людей, о которых ходили слухи, но следов которых до того времени не было обнаружено.
«Это новая раса пигмеев, напоминающая африканских
обонгосде Чейла,
аккасШвейнфурта, и
докосдоктора Крафта как по своим размерам, так и по внешности и поведению».
[303]
Геродота воспринимали как сумасшедшего, когда он говорил, что
слышало людях, которые спали в течение ночи, длящейся 6 месяцев. Если мы воспримем слово «спали» как некое недоразумение, то будет более чем легко объяснить остальное, как намек на долгую ночь полярных областей. Труды Плиния изобилуют фактами, которые недавно еще отрицались, как баснословные. Между прочим, он упоминает вид малых животных, у которых
самцысвоим
молоком кормят своих малышей.Это описание доставило много веселья нашим
ученым.В своем докладе
«Геологический обзор территорий»за 1872 г. мистер К. X. Мериам описывает редкую и удивительную породу кроликов
(Lepus Bairdi),обитающую в сосновых лесах верховьев рек Виав и Йеллоустоуна в Вайоминге.
[304]Мистер Мериам добыл пять экземпляров этой породы,
«которые… впервые появляются перед учеными исследователями.Любопытен факт, чтовсе самцы этой породы имеют сосцы и принимают участие в кормлении детенышей!… У взрослых самцов большие сосцы, полные молока, и волоски вокруг сосца были мокрые и слипшиеся, что свидетельствовало о том, что в момент взятия он был занят кормлением».
В карфагенском отчете о ранних путешествиях Ханно
[305]было найдено длинное описание «диких людей… тела которых поросли волосами и которых переводчики называли
гориллами»;άνθρωποι άγριοι, как записано в тексте, просто значит, что эти дикие люди были обезьяны. До нашего нынешнего века вышеприведенное сообщение считалось басней, и Додвел целиком отвергал подлинность как самой рукописи, так и ее содержания.
[306]Последние переводчики и толкователи трудов Платона приписали знаменитую Атлантиду к одной из платоновских «возвышенных выдумок».
[307]Даже откровенное признание великого философа в «Тимее», что
«говорят,что в свое время… обитатели острова (Посейдона) хранили
предание,переданное им от предков о существовании Атлантиды, огромного острова… и т. д.»
[308] – не спасло великого учителя от обвинения во лжи «непогрешимой современной наукой».
Среди великих множеств людей, глубоко погруженных в суеверное невежество средних веков, было несколько изучающих герметическую философию старины, которые, воспользовавшись тем, чему она их научила, были в состоянии предсказать открытия, которыми хвастает наш нынешний век, в то же самое время, когда предки наших современных верховных жрецов храма Святой Молекулы, все еще в простейших явлениях природы открывали следы копыт Сатаны. Профессор А. Уайлдер пишет:
«Роджер Бэкон (шестнадцатый век), в своем трактате „О замечательных силах искусства и природы“ посвящает первую часть труда естественным фактам. Он дает нам намеки на порох и предсказывает использование пара в качестве движущей силы. Гидравлический пресс, водолазный колокол и калейдоскоп были подробно описаны» [173].