Куда бы мы ни отправились исследовать памятники древней Америки – в Северную, Южную или Центральную ее часть,– нас, прежде всего, поразит значительность этих остатков неизвестных рас и веков, а также необыкновенное сходство захоронений и построек с аналогичными строениями древней Индии и Египта и даже некоторых частей Европы. Кто видел хотя бы одно из этих захоронений – видел все. Кто стоял перед циклопическими сооружениями одного континента, довольно точно может представить сооружения других континентов. Только следует сказать, что о времени древних памятников Америки мы знаем еще меньше, чем даже о долине Нила, о которой почти ничего не знаем. Но кроме внешних форм символика американских памятников явно аналогична памятникам Египта, Индии и некоторых других мест. Как перед великой пирамидой Хеопса в Каире, так и перед великим погребальным холмом высотой свыше 30 метров в долине Кахокья рядом с городом Сент-Луисом (штат Миссури), размерами около 213 х 244 м у основания и занимающего площадь 32 000 м2(объем погребального холма при этом около 560 000 м3) и перед погребальным холмом на берегах Браш Крик в штате Огайо, столь точно описанном Сквайром и Дейвисом,– непонятно, чем больше восхищаться: геометрической точностью, которую удивительным и таинственным строителям удалось сохранить в архитектурных формах этих памятников, или скрытой символикой, которую они, очевидно, пытались выразить. Курган-погребение в Огайо представляет собой змею длиной свыше 300 м. Она изящно извивается причудливыми кольцами, хвост закручен тройной спиралью. «Насыпь статуи достигает высоты 1,5 м и ширины 9 м в центральной точке тела змеи, сужаясь к хвосту». Шея змеи вытянута, рот раскрыт, в зубах она держит овальный предмет. По описанию очевидцев «овал образован насыпью высотой 1,2 м и имеет идеальную форму; его поперечный и продольный диаметры – 25 и 49 м соответственно».
Все вместе представляют вселенскую космологическую идею о змее с яйцом. Это легко понять. Но как этот великий символ мудрости герметиков попал в Северную Америку? Как случилось, что священные здания и постройки в Огайо и других местах, эти квадраты, круги, восьмиугольники и другие геометрические фигуры, в которых так легко узнаются основные идеи пифагорейских священных чисел, как будто скопированы из «Книги Чисел». Древность этих руин подтверждается полным незнанием их происхождения среди индейских племен, которые в остальных случаях сохранили все свои традиции, а также растущими на развалинах городов древними лесами. Осторожные американские археологи великодушно определяют их возраст равным 2000 лет. Но кто их строил и что потом произошло с этими людьми – мигрировали ли они, погибли при нашествии других народов, вследствие какой-либо страшной эпидемии или великого голода,– ответить на эти вопросы, по словам тех же археологов, «очевидно, свыше человеческих возможностей». Самые древние жители Мексики, сколь-нибудь известные истории (и то больше гипотетически),– тольтеки. Предполагается, что они пришли в Анауак с севера в 7 веке н. э. Им также приписывают создание в Центральной Америке, где они расселились в 11 веке, некоторых больших городов, руины которых до сих пор сохранились. В таком случае они же должны были вырезать иероглифические надписи, сохранившиеся на некоторых руинах. Почему же тогда рисуночная система письма, применявшаяся завоеванными испанцами народами Мексики, и которой обучались завоеватели и миссионеры, не дает ключа к расшифровке иероглифических надписей в Паленке и Копане, не говоря уже о Перу? И сами цивилизованные тольтеки – кто они были и откуда пришли? И кто такие ацтеки появившиеся вслед за тольтеками? Даже среди иероглифических систем Мексики были такие, изучение которых иностранцам стало невозможным. Это так называемые схемы законной астрологии, «приведенные, но не разъясненные при публикации коллекции лорда Кингсборо», за которыми закрепилось значение чисто образных и символических, «предназначенных лишь для жрецов и прорицателей и имеющих эзотерическое значение». Многие иероглифы на монолитах в Паленке и Копане имеют такой же характер. «Жрецы и прорицатели» были убиты католическими фанатиками, и тайна умерла вместе с ними.
Почти все погребения Северной Америки террасированы, наверх идут большие ступенчатые лестницы, здания иногда квадратные, часто шести– и восьмиугольные и усеченные, во всех отношениях схожи с теокаллями Мексики и ступами Индии. Как создание последних в Индии приписывается пяти Пандавам Лунной расы, так и создание циклопических памятников и монолитов на берегах озера Титикака и республике Боливия приписывается великанам, пяти изгнанным «из-за гор» братьям. Они поклонялись Луне как праотцу и жили до времени появления «Сыновей и дочерей Солнца». Вновь совершенно очевидна схожесть традиций ариев и жителей Южной Америки: вспомним Солнечную и Лунную расы Индии (Cурья Ванша и Чандра Ванша).