Кровь можно уподобить вселенскому жизненному принципу, кровяные тельца – монадам. Различные типы кровяных телец суть то же, что и различные классы монад и различные царства; но не потому, что естество их различно, а из-за среды, в которой они находятся.
Чхайя есть постоянное семя, и Вейсман*, в своей теории наследственного зародыша, весьма близок к истине.
У Е. П. Б. спросили, существует ли на одно постоянное чхайя-семя одно Эго, одушевляющее его в серии воплощений; она ответила: «Нет, это Небо и Земля целуют друг друга».
Животные души пребывают в преходящих формах и оболочках, в которых они приобретают опыт и в которых подготовляют материалы для более высокой эволюции.
До семи лет астральный атави[стический] зародыш формирует и ваяет тело, после этого, наоборот, тело формирует астрал.
Астрал и разум естественно реагируют друг на друга.
Шкала эманаций
Свойства, Майявирупа и т. д.
N.B.Количество лучей в вышеприведенной диаграмме совершенно произвольно.
ЗАСЕДАНИЕ XX
22 апреля 1891 г.
Присутствуют: В. Р. О., К. В., Э. Т. С, К. Ф. Р., И. К.-О., Э. К., Г. А. В. К., Д. Р. С. М., Л. М. К.
Астральное тело
Отрывок в упанишадах, где сказано, что боги кормятся людьми*, означает то, что высшее Эго пожинает свой земной опыт через посредство низшего.
Астрал может выходить бессознательно для человека и витать поблизости. Чхайя есть то же самое, что и астральное тело; зародыш, или жизненная сущность, ее находится в селезенке. «Чхайя свернута в селезенке». Именно из нее формируется астрал; он развивает призрачно-туманную, спиралеобразную сущность – наподобие дымки, которая постепенно, по мере своего роста, приобретает форму. Но он не выделяется из физического, атом за атомом. Эта последняя межмолекулярная форма есть камарупа. Во время смерти каждая клеточка и каждая молекула выделяет свою сущность и из нее формируется астрал камарупы; но это не может произойти при жизни.
Чхайя, чтобы стать видимой, облекается в окружающую атмосферу, привлекая к себе атомы; лингашарира не могла бы сформироватьсяв вакууме.Явление астрального тела проливает свет на арабские и восточные сказки о джиннах и заключенных в бутылку ифритах и т. д.
Спиритические феномены, сходство с умершими людьми наиболее часто создаются воображением. Облачение таких фантомов слагается из живых атомов медиума и не является реальным одеянием, равно как и не имеет ничего общего с одеждой медиума. «За все облачения материализации приходится расплачиваться». Астрал поддерживает жизнь; он есть резервуар, или губка, жизни, впитывающая ее изо всех окружающих царств природы, и суть посредник между царствами пранической и физической жизни. Жизнь не может тотчас же перейти от субъективного к объективному, ибо Природа продвигается постепенно через каждую сферу.
Потому-то лингашарира является посредником между праной и нашим физическим телом и перекачивает в него жизнь. Следовательно, селезенка – весьма деликатный орган, но физическая селезенка является лишь прикрытием для истинной селезенки.
Итак, жизнь в действительности есть сама Божественность, Парабрахман. Но чтобы проявиться на физическом плане, она должна ассимилироваться; а так как чисто физическое слишком плотно, она должна иметь посредника, а именно астрал.