В «Книге правил» я советую ученикам приобрести некоторые труды, поскольку я вынуждена неоднократно на них ссылаться и их цитировать. Я подтверждаю сей совет и прошу их обратиться к «Theosophist» [vol. IX] за ноябрь 1887 года. На странице 98 они найдут начало блестящей статьи мистера Рамы Прасада «Тончайшие силы Природы»55. Ценность данного труда не столько в его литературных достоинствах, хотя они и принесли автору золотую медаль «Theosophist», сколько в изложении догм, доселе сокрытых в редком и древнем санскритском труде по оккультизму. Но мистер Рама Прасад не оккультист, а лишь прекрасный санскритолог, выпускник университета и человек недюжинного ума. Его эссе почти всецело зиждятся на тантрических трудах, которые, если их без разбора прочтет новичок в оккультизме, доведут до практики черной магии чистейшей воды. Итак, поскольку различие первостепенной важности между черной и белой магией заключается лишь в цели, с какой ее практикуют, а различие второстепенной важности – в природе посредников и ингредиентов, используемых для производства феноменальных результатов, то демаркационная линия между обеими весьма ивесьматонка. Опасность уменьшается только благодаря тому, что каждый так называемыйоккультныйтруд оккультен лишь в некотором смысле; то есть текст является оккультным просто в силу своих сокрытий. Необходимо от аза до ижицы понять символику, прежде чем читатель сможет уловить правильный смысл учения. К тому же он никогда не бывает законченным, каждая из нескольких частей его озаглавлена по-разному, и каждая же содержит частицу какого-нибудь другого труда; так что без ключа к ним ни один подобный труд не разгласит всей истины. Даже знаменитую «Шайвагаму», на которой основана статья «Тончайшие силы Природы», «нигде нельзя найти в полном виде», как говорит нам автор. Таким образом, как и все другие, она говорит лишь о пяти таттвах вместо семи, упоминаемых в эзотерических учениях.
Но поскольку таттвы представляют собой просто субстрат семи сил природы, то как же это возможно? Существуют семь форм Пракрити, как учат «Санкхья» Капилы, «Вишну-пурана» и другие труды. Пракрити есть природа, материя (предвечная и изначальная); стало быть, логично предположить, что и таттв должно быть тоже семь. Ибо означают ли таттвы, как учит оккультизм, «силы природы» или, как объясняет ученый Рама Прасад, «субстанцию, из коей образована вселенная» и «силу, которою она поддерживается», все это одно и то же; они сутьсилаиматерия,Пракрити. И еслиформили, вернее, планов последней семь, тогда и сил ее должно быть также семь; то есть степени плотности материи и степени силы, одушевляющей ее, должны идти рука об руку. «Вселенная сотворена из таттвы, она поддерживается таттвой и растворяется в таттве», – говорит Шива, цитируемый по «Шайвагаме» из статьи «Тончайшие силы Природы». И это решает дело; если Пракрити семерична, тогда и таттв должно быть семь, ибо, как сказано, они суть субстанция и сила, или же атомическая материя и дух, одушевляющий ее.
Это пояснение дается здесь для того, чтобы ученик мог читать между строк так называемые оккультные статьи по санскритской философии, которые не должны вводить его в заблуждение. Каждый эзотерик, читающий «Theosophist», должен помнить, как яростно восстал Субба Роу, ученый брамин-ведантист, против семеричных принципов в человеке. Он прекрасно знал, чтоя не имела права, да и не смела разъяснять в «Theosophist»,общественном журнале, подлинную нумерацию, и просто воспользовался моим вынужденным молчанием. В стародавние времена доктрина о семи таттвах (принципах вселенной, как и человека) почиталась как величайшая святыня – а потому держалась втайне – браминами, которые ныне почти забыли это учение. Тем не менее оно и по сей день преподается в школах за Гималайской грядой, но теперь о нем едва ли помнят или же слышат в Индии, разве что через посвященных, каковые – большая редкость. Но политика постепенно менялась; ученикам стали преподавать его в общих чертах, а с возникновением Т[еософского] О[бшества] в Индии в 1879 г. мне было велено преподать его вэкзотерическойформе одному или двум, и я повиновалась. Вам же, давшим клятву, я выдаю его эзотерически.
Зная, что некоторые из членов В[осточной] Ш[колы] Т[еософии] пытаются по-своему следовать йоговской системе, руководствуясь в этом только редкими намеками, обнаруживаемыми ими в теософских книгах и журналах, которые, естественно, должны быть неполными, я избрала один из лучших трактатов, когда-либо написанных по древним оккультным трудам, – «Тончайшие силы Природы» – дабы показать, как легко их сокрытия могут ввести в заблуждение.