ОТВЕТ — Вовсе нет. Просто зрение может быть взаимозаменяемым с осязанием.
ВОПРОС — Но разве проницательность не является началом шестого чувства?
ОТВЕТ — Это не имеет отношения к данному случаю, который свидетельствует лишь о взаимозаменяемости чувств осязания и зрения. Однако такие ясновидящие не могут рассказать содержания письма, которого они не видели и с которым у них не было контакта. Для этого необходимо упражнять шестое чувство. Но, если в первом случае речь идет об упражнениях чувств на физическом плане, в последнем — об упражнениях чувств на высшем плане.
ВОПРОС — Физиология, вероятно, может подтвердить, что всякое чувство может быть сведено к осязанию, которое можно назвать координирующим чувством. Этот вывод сделан в результате проведения эмбриологического исследования, показавшего, что осязание является первым и исходным чувством и что все остальные чувства развились из него. Таким образом, все чувства являются более специализированными, или дифференцированными, формами осязания.
ОТВЕТ — Восточная философия этого взгляда не разделяет. В «Ану-Гите» рассказывается о диалоге между Брахманом и его женой о семи чувствах, включая "ум и понимание". «АнуГиту» перевели господин Тримбак Теланг и профессор Макс Мюллер, хотя их перевод не передает точного значения санскритских слов. Индусы утверждают, что первое чувство связано со Звуком. Едва ли это может быть чувством осязания.
ВОПРОС — Вероятно, под осязанием имеется в виду чувствительность или какая-либо способность ощущений.
ОТВЕТ — Однако же в соответствии с восточной философией вначале появляется восприятие звука, затем — способность видеть. При этом звуки превращаются в цвета. Ясновидящие могут видеть звуки и различать каждую ноту и модуляцию гораздо отчетливее, чем если бы они воспринимали звуковую вибрацию только на слух.
ВОПРОС — Значит ли это, что звук воспринимается как своего рода ритмическое движение?
ОТВЕТ — Да. И такие вибрации с большого расстояния лучше видны, чем слышны.
ВОПРОС — Но, если предположить, что физический слух у человека пропал, и он начинает воспринимать звуки своим внутренним зрением, разве нельзя интерпретировать это ощущение и как яснослышание?
ОТВЕТ — В какой-то точке одно чувство, конечно, должно слиться с другим. Таким же образом восприятие звука может перейти в восприятие вкуса. Для некоторых сенситивов определенные звуки имеют чрезвычайно соленый вкус, другие звуки — сладкий. В действительности вся шкала ощущений поддается соотнесению друг с другом.
ВОПРОС — В таком случае можно ли то же самое сказать и о чувстве обоняния?
ОТВЕТ — Естественно. Раз уж мы признаем возможность соотнесения чувств друг с другом, мы можем сказать, что все они взаимозаменяемы. Более того, все они могут значительно усиливаться или видоизменяться. Теперь вам должна быть понятна ссылка на это в Ведах и Упанишадах, где говорится, что звуки можно ощущать.