ТОТ (Егип.) Наиболее таинственный и наименее понятый из богов, личный характер которого полностью отличается от всех других древних божеств. Тогда как метаморфозы Озириса, Изиды, Гора и остальных настолько многочисленны, что их индивидуальность при этом почти теряется, Тот остается неизменным от первой до последней Династии. Он бог мудрости и власти над всеми другими богами. Он летописец и судья. Его голова ибиса, перо и табличка небесного писца, записывающего мысли, слова и деяния людей и взвешивающего их на чаше весов, приближают его к образу эзотерических Липиков. Его имя одним из первых появляется на древних памятниках. Он лунный бог первых династий, учитель Киноцефала - обезьяны с головой собаки, который в Египте служил живым символом и воспоминанием о Третьей Коренной Расе ("Тайная Доктрина", II, с. 230, 231). Он "Владыка Гермополя" - сочетание Януса, Гермеса и Меркурия. Он увенчан атефом и лунным диском, и в руке держит "Око Гора", третий глаз. Он греческий Гермес, бог учености, и Гермес Трисмегист, "Трижды великий Гермес", покровитель физических наук и покровитель и даже сама душа оккультного эзотерического знания. Как прекрасно описал его м-р Дж.Бонвик, F.R.G.S.: "Тот... обладает мощным воздействием на воображение... в этой запутанной, и все же прекрасной фантасмагории мысли и нравственного чувства этого туманного прошлого. Бесполезно спрашивать себя, каким образом человек в колыбели этого мира человечества, при той грубости еще только - как предполагают нарождающейся цивилизации, был способен мечтать о таком небесном создании, как Тот. Черты столь тонко обрисованы, сплетены между собой с такой любовью и вкусом, что, кажется, перед нами картина, задуманная гением Мильтона и исполненная со всем мастерством Рафаэля." Воистину, была некоторая доля правды в этом старом выражении, "Мудрость египтян". ... "Когда доказано, что жена Хефрена, строителя второй Пирамиды, была жрицей Тота, то становится ясным, что идеи, заключенные в нем, утвердились 6000 лет тому назад." Согласно Платону, "Тот-Гермес был открывателем и изобретателем чисел, астрономии, геометрии и букв". Прокл, ученик Плотина, говоря об этом таинственном божестве, заявляет: "Он властвует над каждым видом состояния, направляя нас из этой смертной обители к разумной сущности, руководя разнообразными стадами душ". Другими словами, Тот, как Регистратор и Летописец Озириса в Аменти, Зале Суда Умерших, был психопомпическим божеством, а Ямблих указывает, что "крест с рукояткой (тау), который Тот держит в руке, был ничем иным как монограммой его имени". Кроме Тау, как прототип Меркурия, Тот носит жезл змия, символ Мудрости, жезл, который стал Кадуцеем. М-р Бонвик говорит: "Гермес был самим змием в мистическом смысле. Он скользит подобно ему, бесшумно, без видимого напряжения, по течению столетий. Он... представитель звездного неба. Но он и враг злого змия, ибо ибис истреблял змей в Египте."
ТХОТХОРИ НЬЯН ЦАН (Тибет.) Царь Тибета в четвертом веке. Рассказывают, что во время его владычества его посетили пять таинственных незнакомцев, которые открыли ему, каким образом он мог бы использовать для благоденствия своей страны четыре драгоценности, упавшие с неба в золотой шкатулке в 331 г. н.э., и "которыми никто не знал, как пользоваться". Это были: 1) руки, сложенные так, как их скрещивают буддийские аскеты; 2) украшенный драгоценностями Чортен (ступа, воздвигаемая над хранилищем реликвий); 3) драгоценный камень с надписью "Аум мани падме хум"; и 4) Заматог, религиозный труд по этике, одна из частей Канджура. Голос с неба тогда возвестил царю, что через определенное число поколений все узнают, сколь драгоценными были эти четыре вещи. Провозглашенное число поколений привело мир к седьмому столетию, когда Буддизм стал официальной религией Тибета. Отдавая должное мифическим вольностям, в четырех вещах, упавших с неба, голосе, и пяти таинственных незнакомцах можно легко усмотреть исторические факты. Это без сомнения, были пять Архатов или Бхикшу из Индии, отправившихся провозглашать новую веру. Многие индийские мудрецы, преследуемые в Индии за эту новую веру, уходили в Тибет и Китай.
ТРАЭТАОНА (Мазд.) Персидский Михаил, который боролся с Зохаком или Ажи-Дахакой, змием-разрушителем. В "Авесте" Ажи-Дахака является четырехглавым чудовищем; одна из его голов - человеческая, две других - змеиные. Дахака, который в Зороастрийских Писаниях представлен происходящим из Вавилона, был аллегорическим символом ассирийской династии царя Дахака (Аз-Дахаки), который правил Азией железной рукой, и на знаменах которого был пурпурный знак дракона, purpureum signum draconis. Однако, метафизически, человеческая голова обозначает физического человека, а две змеиные головы - двойственного манасического принципа, ибо и дракон, и змей, оба служат символами мудрости и оккультных сил.
НИТЬ-ДУША То же, что Сутратма (см.).
ТРИ СТУПЕНИ (Посвящения.) Каждый народ имел свою экзотерическую и эзотерическую религии, одну для масс, другую для образованных и избранных. Например, у индусов было три ступени с несколькими суб-ступенями. Также и египтяне имели три предварительных ступени, в Мистериях олицетворенных "тремя хранителями огня". Китайцы имели свое древнейшее Общество Триады; а у тибетцев по сей день существует их "тройной шаг", который в "Ведах" символизировался тремя шагами Вишну. Повсюду в древности мы находим безграничное почитание Триады или Треугольника - первой геометрической фигуры. У древних вавилонян существовало три степени посвящения в жречество (что было тогда эзотерическим знанием); евреи, каббалисты и мистики заимствовали их от халдеев, а христианская Церковь - от евреев. "Имеются Два", говорит раввин Симон бен Иохаи, "в соединении с Одним; поэтому они суть Три, и если они суть Три, то они суть Один."