Это даже не аллегория. Здесь мы имеемфакты, которые встречаются повторенными в повествованиях вПэмандре, так же как и в халдейских табличках о Творении. Стихи эти могут быть почти что сличены с Космогонией, завещанной нам Берозом, которая была искажена Евсевием до полной неузнаваемости, но все же можно найти некоторые части ее в отрывках, оставленных нам древними греческими авторами, такими, как Аполодор, Александр Полихистор и др. «Водные-Люди, ужасные и злобные», – которые были порождением одной лишь физической Природы, как результат «эволюционного импульса» и первой попытки создать «человека», венца, цели и завершения всей животной жизни на Земле, – описаны в наших Станцах, как неудача. Не находим ли мы то же самое в Космогонии Бероза, объявленной с такой яростью кульминацией языческой нелепости? Тем не менее, кто же из эволюционистов может сказать, что вначале вещи не происходили так, как они описаны? И что, как это утверждается вПуранах, в египетских и халдейских фрагментах и даже в КнигеБытия, не было двух или даже больше творений перед последним образованием нашего земного шара, который, изменив свои геологические и атмосферические условия, изменил также свою флору и фауну и своих людей? Это утверждение не только согласуется со всеми древними Космогониями, но также и с современной наукой и даже, до некоторой степени, с теорией эволюции и может быть доказано в нескольких словах.
В самых ранних Космогониях Мира не встречается ни «Творения Тьмы», ни «Дракона Зла», побежденного Солнечным Богом. Даже у аккадийцев Великая Глубь – Водная Бездна или Пространство – было месторождением и обителью Эа, Мудрости, непознаваемого беспредельного Божества. Но у семитов и позднейших халдеев бездонная Глубь Мудрости становится грубой Материей, греховной субстанцией, и Эа превращается в Тиамат, Дракона, сраженного Меродах'ом, или в Сатану в астральных волнах.
В индусских
ПуранахБрама-Создатель явлен, как начинающий
зановонесколько «Творений» после стольких же неудач; упоминаются также два великих Творения
[103]Падма и Вараха – настоящее, когда Земля была поднята из Воды Брамою, принявшим вид Кабана, Вараха-Аватара. Творение описано, как игра, как забава (Лила) Бога-Творца.
Зохарговорит о первозданных мирах, погибавших так же быстро, как они нарождались. То же самое сказано в
Мидраш, и раввин Абаху определенно поясняет
[104], что «Святый Единый» последовательно создавал и разрешал различные Миры, прежде чем он преуспел с настоящим. Это не относится лишь только к другим Мирам в Пространстве, но и к тайне нашего собственного земного шара, заключенной в аллегории о «Царях Эдема». Ибо слова – «Этот угоден мне» повторены в Книге
Бытия[105], хотя, как всегда, в искаженных терминах. Халдейские фрагменты Космогонии в клинообразных надписях, так же как и в других, показывают два определенных творения животных и людей, причем первое было уничтожено, ибо оно было неудачно. Космогонические таблицы доказывают, что этому нашему настоящему творению предшествовали другие
[106]; и как указано автором
«The Qabbalah»,в
Зохаре, в Сифре ди-Цениута, в
Jovah Rabba, 128а и т. д.; то же самое утверждается и
Каббалою.
b)Оанн или Дагон, «Человек-рыба» халдеев разделяет свою Космогонию и Генезис на две части. Первая, бездна вод и тьма, где пребывали самые чудовищные твари – крылатые люди, двукрылые и четырех-крылые, двуглавые человеческие существа с ногами и рогами козла – наши «Люди-козлы»
[107]Гиппоцентавры, быки с головою человека и собаки с рыбьими хвостами. Короче говоря, комбинация различных животных и людей, рыб, пресмыкающихся и других чудовищных животных, заимствовавших друг у друга формы и облики. Женский элемент, в котором они пребывали, олицетворен, как Тхалаттх – Море или «Вода», – которая была, наконец, побеждена Бэлом, мужским принципом. И Полихистор говорит:
«Бэл пришел и разрубил женщину: из одной ее части он создал Землю, из другой Небеса; и в то же время уничтожил животных, находившихся в ней».
[108]
Как правильно замечает Исаак Мейер:
«У аккадийцев каждый объект и сила Природы имели своего
Зиили Духа. Аккадийцы распределяют свои Божества на триады, обычно мужского начала [вернее бесполые?]. Семиты также имели троичных богов, но они ввели пол»
[109]
– или фаллизм. У арийцев и самых ранних аккадийцев все сущее есть эманации, явленныечерез посредство, ноне самимТворцом или Логосом. У семитов – все решительно порождается.