Раху, мифологически, есть один из Даитьев – Великан, полу‑бог, низшая часть его тела кончалась хвостом Дракона или Змия. Во время Пахтания Океана, когда Боги создали Амриту, Воду Бессмертия, он похитил часть ее и, выпив, стал бессмертным. Солнце и Луна, которые накрыли его при похищении, донесли на него Вишну, и тот поместил его в звездных сферах, причем верхняя часть его тела изображает голову Дракона, нижняя же – Кету (хвост Дракона); обе эти части представляют собою восходящий и нисходящий узлы. С тех пор Раху мстит Солнцу и Луне тем, что иногда проглатывает их. Но эта басня имеет еще другое мистическое значение, ибо Раху, голова Дракона, играл выдающуюся роль в Мистериях Солнечного (Викартана) Посвящения, когда кандидат и Дракон вступали в величайшую битву.
Пещеры Риши, обители Теирезиев и греческих ясновидцев, были построены по образцу пещер Нагов – индусских Царей-Змиев, обитавших в подземных скалистых пещерах. Начиная от Шеша, тысячеглавого Змия, на котором покоится Вишну, и до Пифона, оракула Дракона-змия, все они указывают на тайный смысл мифа. В Индии мы находим этот факт упомянутым в самых раннихПуранах. Дети Сураса суть мощные «Драконы». ВВайю Пуране«Драконы» – Сураса изВишну Пуранызаменены Данавами, потомками Дану от Мудреца Кашияпы, а так как эти Данавы были великанами или титанами, сражавшимися против Богов, то они явлены, таким образом, как тождественные «Драконам» и «Змиям «Мудрости.
Нам остается лишь сравнить Солнечных Богов всех стран, чтобы найти, что их аллегории совершенно согласуются друг с другом; и чем оккультное аллегорический символ, тем более согласуется с ним соответствующий ему символ в экзотерических системах. Итак, если из трех систем, широко отличающихся друг от друга по внешности – старой арийской, древней греческой и современной христианской – будут избраны по желанию нескольких Солнечных Богов и Драконов, то будет найдено, что они были взяты и воспроизведены один с другого.
Возьмем, например, индусского Агни – Бога Огня, Индру – Держателя небесного свода, и Карттикею; греческого Аполлона; и Михаила, «Ангела Солнца», первого среди Эонов, называемого гностиками «Спасителем», – и рассмотрим их в последовательности.
1) Агни – Бог Огня называется в
Риг-ВедеВайшванара. Но Вайшванара один из Данавов, Демон-Великан
[876], дочери кото рого, Пулома и Калака, являются матерями бесчисленных Данавов (30 миллионов) от Кашияпы
[877], живут они в Хираньяпура «
в золотом граде, парящем в воздухе»
[878]. Потому Индра, в некотором роде, пасынок этих двух дочерей, как сын Кашияпы; и Кашияпа, в этом смысле, тождественен с Агни, Богом Огня или Солнцем (Кашияпа-Адитья). К этой же группе принадлежит Сканда или Карттикея, Бог Войны, астрономически
шестиликаяпланета Марс, Кумара или Девственник-Юноша, рожденный от Агни
[879]для того, чтобы уничтожить Тарака, Демона-Данава, внука Кашияпы от его сына Хираниякша
[880]. Йогический аскетизм Тарака был настолько необычен, что это стало опасным для Богов, которые устрашились иметь такого соперника их мощи
[881]. Индра, светлый Бог Небесной Тверди, убивает Вритру, или Ахи, Змия-Демона – за этот подвиг он назван Вритра-хан, что означает «Поразивший Вритру», – он также водительствует Воинствами Дэв (Ангелами или Богами) против других Богов, восставших против Брамы, за что он получает прозвище Джишну, «Водителя небесного Воинства». Карттикея носит те же самые титулы. За убийство Тараки-Данава он прозван Таракаджит, «Победитель Тарака»
[882], Кумара-Гуха, «таинственный Девственник-Юноша», Сиддхасена, «Водитель Сиддхи и Шакти-дхара», «Копье-Держатель».