Однако, что бы ни означала эта аллегория, но даже ее экзотерический смысл нуждается вбожественномСтроителе человека – «Прародителе». Верим ли мы тогда в подобных «сверхъестественных» Существ? Мы говорим: Нет. Оккультизм никогда не верил ни во что одушевленное или неодушевленноевнеПрироды. Также мы не космолатры или же политеисты только потому, что мы верим в «Небесного Человека» и «Божественных Людей», ибо, чтобы поддержать нас в этом, мы имеем накопленные вековые свидетельства, с их непреложным доказательством каждого существенного вопроса; именно, мудрость древних ивсемирныетрадиции. Однако, мы отвергаем такие неосновательные и беспочвенные традиции, которые переросли меры точной аллегории и символизма, хотя они и были приняты в экзотерических верованиях. Но лишь добровольный слепец может отвергать то, что сохраняется вовсеобщейтрадиции. Потому мы верим в расы Существ, отличные от нашей, принадлежавшие к отдаленнейшим геологическим периодам; в расы эфирообразные, следовавшие забесплотными(Арупа) людьми, эти расы имели форму, но не из плотной субстанции, и были гигантами, предшествовавшими нам, пигмеям; мы верим в Династии Божественных Существ, тех Царей и Наставников Третьей Расы в искусствах и науках, по сравнению с которыми наша малая, современная наука стоит ниже, нежели элементарная арифметика по отношению к геометрии.
Нет, конечно, нет. Мы не верим всверхъестественность, но лишь всверхчеловечныеили, скорее,междучеловечные (interhuman) Разумы. Легко можно понять чувство негодования, которое испытал бы образованный человек при одной мысли, что он может быть помещен в один ряд с суеверами и невеждами; и можно понять великую истину, высказанную Ренаном в следующих словах:
«Сверхъестественное стало, подобно первородному греху, несмываемым пятном, которого стыдятся, по-видимому, все, даже те из наиболее религиозных людей, которые в наши дни отказываются принять хотя бы малую часть чудес
Библииво всей их непосредственной примитивности и, пытаясь уменьшить их до минимума, прячут их в самые отдаленные закоулки прошлого».
[447]
Но «сверхъестественность» Ренана принадлежит к догме и ее мертвой букве. Она не имеет ничего общего ни с ее духом, ни с фактами в Природе. Если богословие требует, чтобы мы верили, что лишь четыре или пять тысяч лет тому назад люди жили 900 лет и больше, что часть человечества, состоявшая исключительно из врагов народа израильского, состояла из гигантов и чудовищ, то мы отказываемся верить, что нечто подобное существовало лишь пятьтысячлет назад. Ибо Природа никогда не следует прыжками, и логика и здравый смысл, так же как и геология, антропология и этнология, справедливо восстали против подобных утверждений. Но если это самое богословие, отбросив свою фантастическую хронологию, заявило бы, что люди жили 969 лет – век Мафусаила – пятьмиллионовлет тому назад, то мы ничего не сказали бы против такого утверждения. Ибо в те дни физическое строение людей, в сравнении с настоящим человеческим телом, было, как тело мегалозавра по отношению к обыкновенной ящерице.