Итак, это является последним словом физической науки вплоть до настоящего года, 1888-го. Механические законы никогда не будут в состоянии, доказать однородность Первичной Материи, иначе как путем выводов, и как последнюю необходимость, когда не останется другого выхода - как в случае Эфира. Современная наука находится вне опасности лишь в своей собственной области и владениях; в пределах физических границ нашей Солнечной Системы, за пределами которой решительно все, каждая частица Материи, разнится от Материи ей известной, и где Материя существует в состояниях, о которых наука не может составить себе ни малейшего представления. Эта Материя, действительно однородная, находится за пределами человеческого познавания, если познавание это ограничено лишь пятью чувствами. Мы ощущаем ее воздействия через те РАЗУМЫ, которые являются результатом ее первой дифференциации, и которых мы именуем Дхиан-Коганами, называемых в Герметических трудах "Семью Правителями": они те, о ком Пэмандр, "Божественная Мысль",. указует, как о "Силах Созидающих", и кого Асклепий называет "Высшими Богами". В эту Материю истинную Первоначальную Субстанцию, Нумена всей "материи", известной нам даже некоторые из наших астрономов вынуждены были уверовать, ибо они отчаиваются .в возможности когда-либо об'яснить вращение, тяготение и происхождение любого механического закона, если только эти РАЗУМЫ не будут приняты наукою. В вышеупомянутом труде по астрономии г-на Вольфа^), автор вполне принимает теорию Канта и последняя теория, если не в своем общем аспекте, то, во всяком случае, в известных чертах, очень напоминает некоторые Эзотерические Учения. Здесь мы имеем мировую систему, "возрожденную из ее пепла", посредством туманности эманации от тел, мертвых и разложившихся в Пространстве, вследствие распадения Солнечного Центра - вновь оживленной воспламеняющейся материей Планет. В этой теории, рожденной и развившейся в мозгу, двадцати пятилетнего молодого человека, никогда не покидающего своего места рождения, (Кенигсберг, маленький городок северной Пруссии), едва-ли можно не признать наличности внешней вдохновляющей силы или же очевидности перевоплощения, согласно утверждению оккультистов. Теория эта заполняет пробел, который Ньютон, несмотря на весь свой гений, не смог заполнить. И, конечно, Кант имел в виду нашу первозданную
Материю-Акашу, предпослав существование первоначальной всепроникающей Субстанции, чтобы разрешить затруднение Ньютона и его неудачу об'яснить одними силами природы первичный импульс, сообщенный Планетам. Ибо, как замечает он в главе VIII; если только допустить, что совершенная гармония Звезд и Планет и совпадение их орбитных планов доказывают существование естественной Причины, которая будет тогда Первичною Причиною, то "эта Причина, истинно, не может быть материей, которая ныне заполняет небесные пространства". Это должно быть тем, что наполняло Пространство - было Пространством первоначально, движение чего в дифференцированной Материи было началом настоящих движений небесных тел; и что, "конденсируясь в эти самые тела, покинуло, таким образом, пространство, которое ныне находят пустым". Другими словами, именно, из этой самой Материи образованы теперь Планеты, Кометы и само Солнце, и эта Материя, сформировавшись первоначально в эти тела, сохранила присущее ей свойство движения; свойство, которое, будучи сконцентрированным в их ядрах, направляет все движение. Достаточно небольшого изменения в словах и нескольких добавлений, чтобы сделать из этого нашу Эзотерическую Доктрину.
* "Когмогонические гипотезы".
* "Свет", называемый нами Фохат.
Последняя учит, что. именно, эта первоначальная, предвечная Prima. Materia, божественная и разумная, непосредственная эманация Всемирного Разума, Дайвипракрити - Божественный Свет^), исходящий от Логоса образовала нуклеи всех "самодвижущихся" тел в Космосе. Это есть оживотворяющий, вечносущий двигатель и жизненный принцип, Жизне-Дуща Солнц, Лун, Планет и даже нашей Земли; первая латентна, последний активен, "невидимый" Правитель и Руководитель грубого тела, привязанного и соединенного с его Душою, которая есть духовная эманация этих соответствующих Планетарных Духов.
Другой, совершенно Оккультной Доктриной, является теория Канта, что Материя, из которой созданы обитатели и животные других Планет, более легкого и тонкого свойства и более совершенного строения, пропорционально своему расстоянию от Солнца. Последнее слишком полно Жизненного Электричества, физического жизнедательного принципа. Потому люди на Марсе менее плотны, нежели мы, тогда как на Венере они более плотные, хотя гораздо более разумны, нежели духовны.
Последняя доктрина не вполне наша - тем не менее, эти теории Канта настолько же метафизичны и трансцендентальны, как и любая Оккультная Доктрина; и более, нежели один среди ученых, если бы осмелился высказать свою мысль, принял бы их, как это делает Вольф. От этого Кантовского Разума и Души Солнц и Звезд до Махата (Ум) и Пракрити Пуран лишь один шаг. В конце концов, вознесет ли наука или нет свое верование на такие метафизические высоты, но принятие ею этого было бы лишь допущением естественной причины. Но тогда Махат, Разум, есть "Бог", а физиология допускает "разум", лишь как временную функцию материального мозга и не более.