Здравый рассудок должен подсказать, что "эти люди" не походили на людей наших дней, ни формою, ни природою. Зачем же тогда, могут спросить, называть их, вообще. "Людьми"? Потому, что нет другого термина ни на одном из западных языков, который, хотя бы приблизительно, передавал желаемое представление. Слово "Люди" (men), по крайней мере, указывает, что эти существа были "ману", мыслящими сущностями, как бы ни отличались они формою и рассудком от нас самих. Но, в действительности, в отношении духовности и понимания они были скорее "Богами", нежели "людьми".
Та же трудность языка встречается в описании "стадий", через которые проходит Монада. Говоря метафизически, конечно, нелепо говорить о "развитии" Монады или сказать, что она становится "человеком". Но всякая попытка сохранить метафизическую точность языка, пользуясь таким языком, как английский. потребовала бы, по крайней мере, три добавочных тома для этого труда, и повлекла бы такое количество
повторений, что труд получился бы утомительным до чрезвычайности. Конечно, Монада не может ни продвигаться или развиваться, ни даже подвергаться воздействию смен состояний, через которые она проходит. Ибо она не принадлежит этому миру или плану и может быть сравниваема лишь с нерушимою звездою божественного света и огня, низвергнутою на нашу Землю, как доска спасения для Личностей, в которых она обитает. Именно, эти последние должны уцепиться за нее и, приобщившись, таким образом, к ее божественной природе, достичь бессмертия. Оставленная сама по себе Монада не прикрепится ни к одной и подобно доске будет унесена неустанным течением эволюции к другому воплощению.
Эволюция внешней формы или тела вокруг астрала происходит посредством земных сил так же, как и в случае низших царств. Но эволюция внутреннего или истинного человека чисто духовна. И тогда это не только прохождение безличной Монады через многие и различные формы материи - одаренной, в лучшем случае, инстинктом и сознанием на совершенно другом плане - как в случае внешней эволюции, но прохождение "Души-Странницы" через различные состояния не только материи, но самосознания и самопознавания или же к перцепции через апперцепцию.
Монада выявляется из своего духовного состояния и умственной бессознательности; и, проскакивая первые два плана - слишком близкие к Абсолюту, чтобы допустить сочетание с чем либо на более низком плане она вступает непосредственно на план умственный. Но во всей Вселенной не существует плана с более обширными горизонтами или широким полем действия, в его почти бесконечных градациях, познавательных и самопознавательных качествах, нежели этот план, имеющий, в свою очередь, соответствующий меньший план для каждой "формы", от Минеральной Монады до времени, когда эта Монада расцветет в силу эволюции в Божественную Монаду. Но на протяжении всего этого времени она все та же Монада, разнящаяся лишь своими воплощениями через последовательные циклы частичной или полной обскурации духа, или же частичной или полной обскурации материи - две антитезы полярности сообразно с тем подымается ли она в область умственной духовности или же спускается в глубины материальности.