EzoBox.ruБиблиотека эзотерики

Медитация может существенно изменять сознание человека, открывая для его восприятия новые реальности. Она может воздействовать не только на сознание, но и на весь организм в целом. Медитировать можно только в том случае, когда мысли чисты, когда нет врагов человека — вожделения, ненависти, жадности, привязанности, гордости, ревности. Окружение, пища, чувства также должны быть чистыми (саттвик). Все это необходимо для внутренней йоги, для практики дхараны, дхьяны и самадхи.
Начинать медитацию можно с более простых объектов (цветок, дерево, луна и т. п.). Но все мысли должны быть сосредоточены только на этом объекте, пусть сначала мысли будут группироваться только вокруг этого предмета, анализируя различные свойства данного предмета. Таким способом можно научиться объединять разбросанные мысли и направлять их в определенное русло. Это называется концентрация. Увеличивая продолжительность упражнений и их глубину, можно добиться полного контроля за внутренними процессами концентрации. Концентрация плавно переходит в медитацию. Медитация ведет к сознательному проникновению в глубины подсознания.
Рассмотрим Самадхи несколько подробнее. Йога-сутра определяет Самадхи так: «Когда при продлении сосредоточения исчезает какая бы то ни была форма (объекта) и отображается лишь суть (артха) — это самадхи».
Я напряженно слушаю музыку, «весь превратился в слух», то есть выключил восприятие других чувств (пратьяхара), но я еще четко различаю мелодию, ее ритм, темп, гармонизацию и прочее. Исполняемое произведение есть еще для меня вполне определенный объект, которым я всецело занят. Вот такое психологическое состояние и называется Дхарана. Но по мере напряжения внимания отдельные элементы начинают восприниматься как нечто целое, простое, оно овладевает моим вниманием настолько, что остальное уже не воспринимается, и уходят мысли как нечто — это Дхьяна — созерцание. Наконец, наступает момент, когда звуки перестают восприниматься как таковые внешним слухом, с утратой внешнего впечатления музыки утрачивается самосознание, и в музыке снимается субъект и объект — остается только бытие музыки в субъекте и бытие субъекта в музыке, что оказывается тождеством вне категории времени и пространства — это низшая форма Самадхи. Когда человек постепенно выходит из такого состояния, он вновь воспринимает, но где-то очень вдалеке, форму музыки — оркестровку, мелодию и прочее. И в такой же мере человек уже утрачивает душу музыки; чем больше слагаемых из воспринимающих анализаторов, тем более четко разграничиваются субъект и объект, и восстанавливается течение психологического времени. Эти состояния настолько субъективны, что попытка описать их словами кончается полной неудачей, так как она внутренне противоречива. В Самадхи достигается подсознательное состояние экстаза, состояние совершенно неизвестного и неизученного наукой транса.
В состоянии Самадхи различают несколько стадий, которые качественно отличаются друг от друга относительной или полной потерей ощущения объекта и субъекта. Состояние, при котором полностью ощущается объект (артха) вместе с понятием (джнана) и именем (садба), является низшей ступенью Самадхи и называется йогами САВИТАРКА. Здесь объект остается ощутимым и легко ассоциируется с понятием и именем.
Следующая стадия — НИРВИТАРКА — представляет из себя более высокую ступень Самадхи. В этой стадии ощущается только объект, при полном отсутствии ассоциаций с его именем и понятием.