В кротовые норы втыкают горящие головешки, щепки от бадняка, втыкают в землю горящие головешки и угли из домашнего очага, рано утром закапывают в садах и огородах бадняковые щепки – от кротов. Первую щепку от рубки бадняка помещают в куриное гнездо – для увеличения яйценоскости кур. Чтобы уберечься от сглаза, носили при себе щепку с дыркой от выпавшего сучка: «От призора я сук ношу с дырочкой. /…/ Надо с огороду с жерди (отломить)».
Щепками от «громобоя» окуривают хату, а в грозу кладут лучинки от него в печь или на горящие угли, чтобы отвратить беду; щепки дуба, разбитого ударом молнии, берегут и употребляют как «охоронное дерево»; грызли щепки, чтобы зубы были крепкими, «як грiм»; щепки дуба-громобоя использовали как защиту от пуль; «возьми то дерево, що гром побил, зроби крестик (читай – оберег какой. – Б.М.); носи, когда идеш на фронт»; щепки закапывают в землю, чтобы не было бурьяна, кладут в хате – от клопов. В кротовую нору женщины засовывают щепку или ветку громобоя – от кротов. Беременная женщина должна иметь при себе щепки от громобоя, как оберег от порчи, сглаза, нечисти.
«От мыши помещали в овине палку, с помощью которой до этого удалось разнять ужа и гадюку». Чтобы отогнать вихрь, в него бросают палку. Сучок или ветка с дерева, на котором куковала кукушка, используют как оберег от несчастий; охотники носят такой оберег в кармане для успеха на охоте. Берегли «траецкий май», так как он мог пригодиться в качестве оберега «ад грому». Когда после русальной недели срубают майское деревце, от него все отламывают по веточке, которые, как верили, приносят счастье.
Щепки и стружки от гроба клали за пазуху, чтобы не бояться умершего; между капустой кладут кусок дерева от гроба – от гусениц. На ночь в дверях клали головню, чтобы уберечь беременную женщину от вештицы.
ДУБ. Древо Перуна. В могилы упырей вбивают дубовые колья. Чтобы куры были плодовитыми, в гнездо, куда они откладываю яйца, помещают дубовую ветку, которой «полазник» мешал огонь. При зубной боли отыскивают старый дуб, подле которого текут ручьи, отламывают от него кусок коры и, вымочив ее в роднике, носят на теле. Дуб, внесенный в дом на русалии, «помогае от грозы, як бура идэ», для чего его жгут.
ДЯГИЛЬ. Растение Дажьбога. Старинные травники: «Дягил есть зелие добро велми против чародейников, и кто его на собе носит, не боится лихих женок порчи».
ЕЖЕВИКА. Для защиты от босоркоев, в день Ярилы используют ветки ежевики (Румыния).
ЕЛЬ. Древо Велеса и Мары. Для защиты от вихря, под крышу кладут «ведьмину метлу» («матка», «курина лапа») – еловую ветвь, на которой особенно густая хвоя. «Як гоняем пэрвы раз корову, то ломаем лозу, биерозу, еловы виеточку и несе у сарай. И сажаюць над вороцьми, шоб корова цэлы год заходила у хлиев, не оставалась у лиесе» (Белоруссия). Еловые ветки, сорванные на Щедрец (31. XII), затыкают под крышу – от пожара (Белоруссия). В Белоруссии, при закладке хаты, под все углы клали хвойные ветви, чтобы защитить ее от «пирунов» (молний).
ЖИВОКОСТЬ (Symphytum off., Cynoglossum off.). Растение Ярилы. Всякий, кто будет смотреть на огонь купальского костра, держа в руках побег живокости, не будет страдать никакой болезнью глаз в течение года.
ЖЕЛЕЗНЯК (Verbena off.,Phlomus pungens, Sarrothamnus scoparius). Растение Перуна. Отгоняет нечисть. Защищает от ударов и выстрелов.
ЗАЯЧИЙ ХОЛОДОК (Дикая спаржа). Корень, повешенный на шею, придает смелость и отгоняет болезни.