Игры Господа, доступные человеческому зрению, называют праката, а игры, скрытые от наших глаз, — апраката. На самом деле игры Господа никогда не прекращаются, подобно тому как солнце никогда не покидает небосвода. Солнце всегда находится в той или иной точке своей орбиты, но мы со своим ограниченным зрением порой видим его, а порой нет. Аналогичным образом, игры Господа постоянно проходят в той или иной вселенной, и потому, когда Господь исчез из Своей трансцендентной обители, Двараки, Он просто скрылся от взоров находившихся там людей. Ни в коем случае не следует думать, будто Его трансцендентное тело, идеально подходившее для игр в этом бренном мире, в чем-то уступает телам различных экспансий Господа, находящихся на Вайкунтхах. Тело, в котором Господь появился в материальном мире, в высшей степени трансцендентно, в том смысле, что Его игры в этом мире намного превосходят ту милость, которую Он являет на Вайкунтхалоках. На Вайкунтхалоках Господь дарует Свою милость освобожденным живым существам (нитья-муктам), а являя Свои игры в этом бренном мире, Он проливает ее на падшие души, нитья-баддхи, обреченные вечно влачить обусловленное существование. Шесть достояний Господа, которые Он с помощью Своей внутренней энергии, йога-майи, явил в материальном мире, редко удается наблюдать даже жителям Вайкунтхалок. Все Его игры были проявлением не материальной, а духовной энергии. Великолепие раса-лил Господа во Вриндаване и Его супружеских отношений с шестнадцатью тысячами жен поражает даже Нараяну, пребывающего на Вайкунтхе, не говоря уже о живых существах, населяющих этот бренный мир. Играми Господа восхищаются также другие Его воплощения — Шри Рама, Нрисимха и Вараха. Великолепие Господа было настолько ослепительно, что Его игры привели в восхищение даже Господа Вайкунтхи, который неотличен от Самого Господа Кришны.
ТЕКСТ 13
йад дхарма-сунор бата раджасуйе
нирикшйа дрик-свастйайанам три-локах
картснйена чадйеха гатам видхатур
арвак-сритау каушалам итй аманйата
йат — форма, которая; дхарма-сунох — Махараджи Юдхиштхиры; бата — несомненно; раджасуйе — место совершения раджасуя-ягьи; нирикшйа — увидев; дрик — взор; свастйайанам — радующий; три-локах — три мира; картснйена — в совокупности; ча — так; адйа — сегодня; иха — в пределах вселенной; гатам — превзошел; видхатух — творца (Брахму); арвак — нынешнее человечество; сритау — в материальном мире; каушалам — мастерство; ити — так; аманйата — думали.
Все полубоги с высших, низших и средних планетных систем вселенной собрались у алтаря раджасуя-ягьи, которую совершал Махараджа Юдхиштхира. Увидев неотразимую красоту Господа Кришны, они решили, что тело Кришны — самое совершенное создание Брахмы, творца человека.
КОММЕНТАРИЙ: Когда Господь находился в этом мире, красота Его тела затмевала все вокруг. Эталоном красоты в материальном мире считается цветок голубого лотоса или полная луна на ночном небосводе, однако даже цветок лотоса и луна уступали по красоте телу Господа Кришны, что подтвердили полубоги, самые красивые существа во вселенной. Полубоги думали, что Господа Кришну, как и их самих, создал Господь Брахма, однако на самом деле это Брахма был сотворен Господом Кришной. Брахма не в силах создать трансцендентную красоту Верховного Господа. У Кришны нет создателя, Он Сам является создателем всех существ, как Он говорит в «Бхагавад-гите» (10.8): ахам сарвасйа прабхаво маттах сарвам правартате.
ТЕКСТ 14
йасйанурага-плута-хаса-раса-
лилавалока-пратилабдха-манах
враджа-стрийо дригбхир ануправритта-
дхийо 'ватастхух кила критйа-шешах
йасйа — чья; анурага — привязанность; плута — усилилась от; хаса — смех; раса — шутки; лила — игры; авалока — взгляд; пратилабдха — достигнутый таким образом; манах — испытали жгучую боль; враджа-стрийах — девушки Враджа; дригбхих — глазами; ануправритта — следуя; дхийах — разумом; аватастхух — молча сидели; кила — в действительности; критйа-шешах — оставив незаконченными домашние дела.
Девушки Враджа, которые, играя с Кришной, смеялись, шутили и переглядывались с Ним, всякий раз, когда Кришна уходил от них, ощущали жгучую боль. Они провожали Его долгим взглядом, а затем опускались на землю и сидели в оцепенении, не в силах закончить свои домашние дела.