Многие членистоногие паразиты. Они так изменяются под влиянием своего паразитического образа жизни, что совсем перестают быть похожими на членистоногих. Число паразитических видов огромно. Так, у насекомых паразиты составляют около половины всех видов. И это потрясает. При огромной приспособленности насекомых к разным условиям среды обитания, можно было бы ждать от них эволюционной доминанты. Вот скажите, почему не выделился из среды насекомых вид доминант (тараканы не в счет), аналогом которого у позвоночных является человек? Вместо того, чтобы создавать наиболее совершенную форму, отбор, так любимый биологами и учителями биологии начальных классов, «размазал» все сообщество насекомых по щелям, по закоулкам и заселил узкими специалистами весь мир. Такое впечатление, что у насекомых отбор поработал в другую сторону. Он явно предпочел универсальности другой принцип — специализацию.
Однако если не верить в эволюцию, а верить в разумного Творца, то надо предположить, что насекомые и другие группы членистоногих демонстрируют явное неразумие, которое явилось причиной их падения. Падение это было столь сильным, что земля не удержала насекомых и многие из них обрели свой дом лишь под землей. Многим это падение боком вышло — они лишились сложных глаз — этого уникального зрительного аппарата, созданного их Творцом.
Никто из нас не имеет фасеточных глаз и не может представить, как видят мир насекомые. Однако ученые, стремясь раскрыть тайну фасеток, установили, что картина мира, формируемая в мозгу насекомых, как бы состоит из отдельных точек, подобно тому, как выстраивается изображение на экране телевизора. В отличие от такой мозаичной картины, изображение в нашем мозгу цельное и к тому же перевернутое кверху ногами, чего нет у членистоногих.
Поверхность тела членистоногих покрыта слуховыми волосками, которые воспринимают звуки, недоступные человеческому уху. Так, доказано, что многие насекомые чувствительны к коротким радиоволнам. Может быть, они слушают наше радио, не имея приемников? В этом случае их голова работает как транзисторный приемник. Интересно, какой песенный репертуар предпочитают членистоногие. Неплохо бы выяснить.
Люди не ощущают магнитного поля. Однако насекомые способны его ощущать. Так, самки термитов ложатся в гнезде так, что их переполненное яйцами брюшко располагается по магнитному меридиану. Очевидно, такое расположение брюшка облегчает яйценоскость самок. Когда «вредные» ученые подносили к подопытной самке сильный магнит, то самка меняла положение тела.
Никакие приборы, созданные человеком, неспособны уловить концентрацию химических веществ в воздухе или в воде, как это делают насекомые. Например, бабочки-совки пролетают километры, влекомые запахом бродящего варенья. Самцы шелкопрядов пролетают десяток километров, привлеченные запахом картонной коробки, в которой сидела их подруга.
Мокрицы — эти вышедшие на сушу ракообразные, способны безошибочно определять разницу относительной влажности воздуха в 1–2%.
Самое любопытное, что все эти и многие другие таланты членистоногих имелись и у их далеких предков, живших сотни миллионов лет назад. Многие насекомые за такое головокружительное количество лет ничуть не изменились. Так, тараканы, какими были 300 миллионов лет назад, такими и остались; разве что разучились летать и помельчали немного. Московский палеонтолог Б. Родендорф установил, что и в девоне (около 400 миллионов лет назад) жили крылатые насекомые.