Что касается человеческих останков, то они разрушаются в земле очень быстро. Почвенные кислоты, грибки, бактерии, грызуны и падальщики быстро уничтожают то, что еще недавно было живым организмом. Останки зверей несколько дольше сохраняются, но и их постигает та же участь. Необходимы особые условия, чтобы бренные кости пережили время и окаменели. Для этого нужно, чтобы кости были быстро погребены в слое придонного ила или глины. Так у них появится шанс без доступа воздуха потихоньку окаменеть: минеральные вещества из окружающего субстракта проникают в структуру кости и делают ее каменной. Кость и останки тканей минерализуются. Будущий археолог может раскопать окаменелость и узнать в ней останки давно вымершего животного.
Что касается останков членистоногих, то хитиновые покровы их тела сохраняются в ископаемом состоянии несколько лучше. Хитин весьма прочное и легкое образование. Костей у членистоногих нет, и окаменеть они тоже не могут по причине их отсутствия. Зато может окаменеть филейная часть животного. Как правило, находки ископаемых насекомых доходят до нас в виде отпечатков. Первые находки членистоногих известны из вендских пород (650 млн. лет назад).
Так выглядели трилобиты: а — со стороны спины, б — со стороны брюшка
Трилобиты, похожие на больших мокриц, жили на дне водоемов мелких морей кембрия, ордовика и силура. У них больше, чем у других, имелся шанс оставить нам свои окаменевшие шкурки. Среди трилобитов были крошки-до 1 мм, а были гиганты — до 1 м. Они достигли огромного разнообразия, и число их ископаемых видов превысило 10 000. В случае опасности трилобиты сворачивались в бронированный шар, защищая свое мягкое брюшко. У трилобитов имелись сложные глаза, состоящие из линз-фасеток, общее число которых могло достигать 15 000 штук. Трилобиты, как и прочие членистоногие, периодически линяли. В некоторых местах найдены целые окаменевшие поля, состоящие сплошь из сброшенных шкурок трилобитов. Животные сбрасывали с себя старую шкурку и на некоторое время забивались в естественное укрытие. Там они пребывали в неподвижности и быстро росли, увеличиваясь в размерах. Затем трилобиты «потели». Но этот «пот» был особым — их тело выделяло жидкость, которая затвердевала и становилась прочной оболочкой-кутикулой из хитина. Она была гибкая и прозрачная и служила опорой для передвижения, аналогичной скелету в теле человека. Все тело трилобитов, как и у всех прочих представителей этого типа, состояло из сегментов — твердых колец, соединенных гибкими шарнирами. Каждый сегмент нес на себе по паре конечностей, которые выполняли разные функции, в зависимости от места расположения. После того как новый хитиновый скафандр затвердевал, трилобиты опять становились активными и подвижными.
Другой важной группой ископаемых членистоногих были ракообразные. Их окаменевшие панцири являются приметой, помогающей определить возраст пород, начиная с кембрийских отложений.
Так выглядели гигантские ракоскорпионы эвриптериды
Гигантские ракоскорпионы гигантостраки, достигавшие 2 метров, были весьма многочисленны в крупных озерах кембрия, ордовика, карбона и перми. Эти удивительные существа до нашего времени также не дожили.
Существуют ископаемые останки, которые весьма трудно классифицировать. По всему видно, что перед нами какое-то удивительное существо, а вот к какой группе его отнести — неизвестно — нет аналогов. Так, один ископаемый гигант имеет на голове вместо антенн два бивнеподобных выроста, фасеточные глаза, большой рот. Его тело укрыто броней из хитиновых пластинок. В довершении ко всему у него множество конечностей. Ученые предполагают, что гигант захватывал своими бивнеподобными выростами добычу, сжимал ее и, помогая себе руками, алчно отщипывал от нее кусочки.