Похожий сюжет имеется и в индийской мифологии, когда бог-пастушок Кришна, спрятавшись, ворует одежду у юных пастушек. Он готов возвратить им их только за страстный поцелуй.
Премудрая Лебедь-птица, красная девица выведена и в былине о Потоке-Михайле Ивановиче:
Белая лебедушка — через перо птица вся золотая, а головка у ней — красным золотом увитая, скатным жемчугом усаженная. Вынимает Поток из налушна тугой лук, из колчана колену стрелу, хочет стрелять по лебеди.
Провещица ему лебедь белая:
«Не стреляй ты меня…».
Выходила она на крутой бережок,
Обернулася душой красной девицей…
И вышла замуж за Потока-Михайла Ивановича.
Глава 15. О ЧУДЕСНОМ РОЖДЕНИИ ВОЛХВА ВСЕСЛАВЬЕВИЧ
В этой главе говорится о солнечных лебедях; о русалках; берегинях и горынях; о проводах русалок; о козлах и ослах; о тяжелой ослиной доле; а также о том, кто съел золотую рыбку и забеременел; об огненной природе дьявола и дракона; о «Молоте ведьм»; о тех, кто морочит нам голову; о вещицах и ведуньях; о змее-соблазнителе, о Волхве-Всеславьевиче; о хитнике и о змеином обереге; о том, как поклонялись трехголовому змею; о драконах и змеях — бывших богах; о траве-медянице, которая оживляет и… убивает.
СОЛНЕЧНЫЙ ЛЕБЕДЬ
Отожествление умерших с лебедями весьма древний мотив. Он встречается во многих индоевропейских мифах. Интересен и сюжет древнегреческого мифа о превращении громовержца Зевса в лебедя, увлеченного красотой Леды.
Лебединый мотив прочно связан с солнцем. Так, согласно древнеиндийской легенде, некий риши (мудрец), постигший законы бытия, силой мысли своей превращает свое тело в золотого лебедя. Он вздымается над грешной землей и устремляется к солнцу… и соединяется с солнцем, обретая вечное блаженство. В греческой трагедии Эсхила умирающий лебедь также отрывается от земли и устремляется к солнцу, он издает свой последний крик — поет свою «лебединую песню», после чего мертвый низвергается в пучину морскую.
Лебедь и солнце — мотив, часто обыгрываемый в русских народных сказках.
Якуты верили, что их народ ведет свою родословную от девицы-лебедя, спустившегося на Землю от самого солнца. Бурятские роды Шарят и Харят передавали свою родовую легенду о том, что происходят они от брака шамана и девицы-лебедя.
Лебедь — птица вещая — говорят русские народные сказки. Появляется она с приходом весны, затем улетает за море, унося с собой весну, плодородие и солнце.
Мы можем предполагать, что лебедей наши далекие пращуры отождествляли с русалками — жителями водоемов. У индусов сохранились некоторые рудименты такого отождествления. Так, небесных дев (апсарасы), населяющих воздушную область между землей и солнцем, они называют «шествующими по водам». Небесные девы склонны к оборотничеству, что объяснимо их туманной, облачной природой. Апсарасы любят превращаться то в лебедей, то в небесных коров, несущих в своих сосцах обильное молоко. В этом виде их настигают и доят грозовые гении — гандарвы.
ПРЕКРАСНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЧЕРТОГИ